Зачем мужчина женщине? И наоборот – зачем женщина мужчине? Вопрос не менее вечный, чем "Что делать?" или "Кто виноват?". Но удивительно, как "реагирует" сцена, когда об этом размышляют люди разного возраста, даже если в руках у них один и тот же текст.
Еще совсем молодой режиссер и актриса "Первого театра" Анна Протоковило и уже хорошо известная новосибирскому зрителю режиссер Анна Зиновьева с разницей в полгода выпустили спектакли по пьесе Семена Злотникова "Пришел мужчина к женщине". Лирическая комедия родилась в 70-ые, когда мелодия "Истории любви" еще не воспринималась как нечто "народное", а знакомство через друзей по фотографии не было связано с социальными сетями.
Но совпадение исходных данных, как ни странно, почти не вызывает желания сравнивать постановки. Просто потому, что в 25 мы не думаем о том, что будет в 40. А в 40 часто иронизируем над тем, что было в 25.
Авантюра с хеппи-эндом
Пока в квартире никого нет, рыжеволосая Дина Федоровна (Дарья Зырянова) аккуратно прищепляет к бельевой веревке черно белые снимки. На них – только она, стройняшка в купальнике, и пустынный пляж. Шумят сталкивающиеся волны, занавеска в такт дыханию моря поднимается и опускается, как белые простыни во дворах хозяек прибрежных домиков.
Эта Дина Федоровна, честно сказать, мало похожа на уставшую от вынужденной самостоятельности даму, скорее – на капризную королевну, которая не совсем понимает, чего хочет.
На пороге маленькой комнаты с розовыми обоями и теплым красным абажуром (привет, советская эпоха) появляется мужчина (Никита Бурячек). Его Дине Федоровне насоветовали друзья. Разглядеть в молодом актере 46-летнего фармацевта с двумя разводами сложно, даже по-взрослому зализанные волосы и усы не могут изжить повадки застенчивого ботаника-аспиранта.
Вообще история режиссера Анны Протоковило получилась по-молодецки удалой и резвой. Первое свидание уже не молодых людей с серьезными намерениями напоминает авантюрную выходку двух студентов со статусом "в поиске". Их застенчивость кажется напускной – герои, не стесняясь, подкалывают друг друга интонациями уже в первые минуты знакомства.
– Вы пришли ко мне, чтобы жениться? – пропевает стаккато в верхнем регистре героиня Зыряновой. Она то и дело топает ножкой, срывается на вопли, то пытается прильнуть к незнакомцу, то прогнать. И все это с непоследовательностью чуть высокомерной, но одинокой девушки, которой очень хочется поклонения и обожания.
Ему только и остается, что ерзать в нерешительности на ее модном стуле – гибриде барного и табуретки. Но "развязавшись" после второго бокала, он вместе с ней слушает море и, кажется, мечтает. И, в конце концов, исполняет ее самое заветное желание: после разрыва, не спросив разрешения, врывается в комнату и сгребает ее в объятия. Возвращается, чтобы остаться.
Просто нужны друг другу
"Советскость" в постановке Анны Зиновьевой сохранилась разве что на музыкальном диске "Хиты 70-ых", носителя любимой "Истории любви" Виктора Петровича (Константина Телегина). Квартира Дины Федоровны (Елена Жданова) по-современному европейская: стулья затянуты в мятные чехлы-рюмки, комната раскрашена приятным сочетанием мягкого зеленого с розовыми крупными цветами на занавесках.
Хозяйка жилища "с атмосферой" точно знает, чего хочет (достаточно было проб и ошибок). У нее и специальная тетрадка есть! В ней – не только параметры нужного мужчины, но и простые заповеди счастливой семейной жизни: нет скандалам, ссорам и оскорблениям – только уважение, любовь и забота о детях. Но это если потенциальный супруг уверен, что она, Дина Федоровна, женщина его жизни: иначе ссора – и вперед, мокнуть под дождем, ожидая такси.
У обоих нет времени – на часах, как им кажется, без половины старость – поэтому нужно успеть излечиться от одиночества. Герои отказываются от прогулок под луной и уже готовы расписаться: за полтора часа их отношения развиваются от встречи "в полной боевой раскраске" до засыпания с криво намотанными бигуди. И вот Дина Федоровна расстилает простыни, а Виктор Петрович уже пятнадцать минут как глядит на нее с неисправимой нежностью.
Разменяв четвертый десяток, оба точно поняли, чего стоит жизнь. Только желания у мужчины и женщины редко пересекаются. Спектакль Анны Зиновьевой – словно иллюстрация к ведическому учению о полах: он кричит, почти плача, что не смог выполнить главной миссии – сделать счастливой хотя бы одну женщину; она обижена слабостью мужчины, которого окружила заботой (вот бы ее кто пожалел!).
Но женщина принимает мужчину, который может вытерпеть ее сомнения и истерики. Мужчина принимает женщину, которая может его обольстить и согреть. Потому что нужны друг другу. Потому что любовь. Это как бесконечный повтор трех па в танце – финальная мультимедийная метафора режиссера – откинуть друг друга, чтобы после прижаться и не отпускать.