Автор: Марина ШАБАНОВА
Издание: Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
Оригинал: Ссылка на оригинал
Легендарный Дом с часами стал первой попыткой театра, актёров и зрителей встроиться в уникальный, живущий своей жизнью контекст нашего города, изменить фокус зрения на привычное и бытовое, а возможно, открыть кому-то из жителей новое в Новосибирске.
У лаборатории центробежное движение — от центра к «Расточке» и дальше. Самый известный дом эпохи конструктивизма, построенный в 1932—1934 годах по проекту архитекторов Бориса Гордеева и Сергея Тургенева в команде с инженером Николаем Никитиным, стал первой локацией. Попасть сюда стремится каждый, кто интересуется историей города. И вот зрители стоят в стеклянной галерее пятого этажа, где есть возможность заглянуть в окошки квартир, и наблюдают за тем, как во дворе артисты «Первого театра» разыгрывают представление о времени и месте, запечатлевая на асфальте причудливый узор из прекрасных молодых тел. Считывать смыслы — каждому свои — зрителям помогает музыка. Играют музыканты на лестничном пролёте, и, если бы не произведение ростовского композитора Антона Светличного— классические темы в современном материале, — этот новый «Солярис» под окном XXI века было бы гораздо сложнее воспринимать.
— Хореография является прямым доступом к переводу мыслей, — рассказывает автор перформанса, хореограф из Москвы Ольга Цветкова. — Я старалась не брать вещи, которые напрямую иллюстрируют, а только те, что запускают в тебе нечто как память. Была мысль подходить не с исторического контекста, а с точки зрения воспоминаний людей, или того, что осталось в этом коллективном бессознательном.
Проводником создателей перформанса в пространство Дома с часами стал его житель и общественный деятель Олег Викторович, который собирает сейчас в одном из помещений дома Музей конструктивизма, как филиал Музея Новосибирска.
Сайт-специфик — театральный спектакль, или перформанс о конкретном пространстве, который может быть разыгран только в месте своего создания и нигде больше. В лаборатории «Первого театра» заявлено три события. Впереди ещё две локации, где можно будет осмыслить городской контекст и как-то с ним повзаимодействовать. Site 2 #На_районе — 15 июня, в 15:00, «Расточка»(ул. Мира, 17), перформанс Катерины Андреевой — художественное освоение заброшенного, но красивого района, одного из самых колоритных в городе, «Расточку» называют новосибирской Флоренцией. Путешествовать можно пешком или на велосипеде.
Третье путешествие: Site 3#По_дороге — 19 июня, в 19:00, (место сбора зрителей — крыльцо ДДТ им. Ефремова) — перформанс петербуржского режиссёра Степана Пектеева, как анонсируют организаторы, «нас ждёт дорога, которая может стать и дорогой из города, и дорогой в него, но главное, что она может стать дорогой к самим себе».
Проект поддержан министерством культуры Новосибирской области, финансирование предусмотрено в областной программе «Культура». О его значимости рассказал замминистра культуры Евгений Сазонов:
— Новосибирск — театральный мегаполис. В нашем городе много театров, каждый из них имеет своё лицо, это большая заслуга театрального сообщества и каждого театра в отдельности. «Первый театр» активно экспериментирует с несценическими пространствами. И мы с радостью поддержали инициативу театра провести такую лабораторию. Для нас важно, что материальное культурное наследие здесь пересекается с нематериальным и образуется его новый слой. «Первый театр» начинает с лаборатории, а продолжит фестивалем уличных театров «Три вороны», который пройдёт в августе.
В новосибирском театральном контексте место «Первого театра» не совсем определено: созданный как студия, театр в этом году взят под крыло регионального минкульта, но своего помещения у него до сих пор нет. Театр-кочевник уже десять лет меняет сцены и площадки, создал свой спектакль-променад с символичным названием «Время ожидания истекло» и теперь может позволить себе путешествие с размахом.
— Мы видим интерес к лаборатории по регистрации, которая проводится на сайте. Видим интерес наших актёров — они могут исследовать разные типы театров и знакомиться с художниками из разных городов России. Мы открываем для себя красоту, которую раньше не замечали, пытаясь осмыслить, чем наш город отличается от других в театральном смысле, социальном, антропологическом, художественном, — говорит Юлия Чурилова, директор МДТ «Первый театр».— Возможно, какая-то из частей лаборатории станет регулярно проигрываемой. Это зависит также и от той среды, в которую мы попадаем, от её дружелюбности или нет. С площадками мы договорились, но мы понимаем, что и реальность будет вторгаться.
Появление города в любом виде творчества ценно, считает сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев. «Только в одном Доме с часами можно сделать не один спектакль, не говоря уже о “Расточке”. Есть немало мест для освоения последующей лаборатории: парк “Берёзовая роща” и его кладбищенское прошлое, “Бугринская роща” с историей ограбления почтовой повозки в 1907 году», — добавил известный краевед.
В команде творцов первой лаборатории сайт-специфик «#ВПУТЬ» почти все — приезжие. Сценограф Катерина Андреева — главный художник Кировского «Театра на Спасской», её бывший коллега режиссёр Степан Пектеев с 2018 года трудится в БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург), а курирует проект Ника Пархомовская — московский театральный критик и продюсер, специализирующийся в том числе на сайт-специфик проектах.
— Действительно, это взгляд пришельцев, он даёт дистанцию, возможность изменить фокус зрения на привычное. Мы живём в городе, но можем чего-то не замечать, — рассказывает Пархомовская. — Для театра-гастролёра, постоянно перемещающегося в пространстве, для его актёров и сотрудников наш проект — возможность обрести своё место на карте, не физическое, а метафизическое, где комфортно в данный момент. От зрителей ждём, что они будут участвовать в происходящем, потому что смысл сайт-специфик — контактировать, коммуницировать, чтобы возникала энергия, взаимное напряжение.
Форму сайт-специфик сегодня весьма плодотворно осваивают в Казани, Ростове и Питере. Спектакль в жанре сайт-специфик «Волшебная страна» Всеволода Лисовского в 2019 получил «Золотую маску» за лучший театральный эксперимент. Кто знает, как изменит вас «Росточка» или третья локация, место проведения которой пока держится в секрете, известно только, что нужно взять мелочь на проезд, удобную обувь и какое-то количество провианта, потому что это будет самое длительное путешествие.