9 июня на парковке «Дома с часами» состоялся пластический перформанс московского хореографа Ольги Цветковой и куратора лаборатории Ники Пархомовской. Зрители наблюдали за актерами с пятого этажа знаменитого дома. Ни прохожие, ни проезжающие машины, ни охранник из здания «Ингосстраха» напротив (с которым давно воюют жители «Дома с часами») не помещали процессу. Наоборот, реальность включилась в перформанс.
«Меня интересует создание спектаклей, которые не закрыты в вакууме, которые позволяют любым вещам вокруг быть включенными. Актеры должны осознавать, что происходит в мире, и одновременно они должны позволять этому войти в ткань спектакля», — говорит хореограф перформанса Ольга Цветкова.
Прежде чем начать репетировать, актеры театра вместе с постановщиками читали Платона. Большинство впервые. Учение об «идеях», об окрыляющем прекрасном и о любви помогло актерам отделить личное и погрузить себя в коллективное, бессознательное. Воспарить в метафизическом смысле и вознестись до зрителя, стоящего на пятом этаже «Дома с часами». А может и выше.
«Насколько это было тяжело на репетициях, настолько это было легко сегодня. Я готов, мне кажется, еще раз это все повторить», — делится актер «Первого театра» Сергей Троицкий.
Перформанс Катерины Андреевой, главного художника Кировского «Театра на Спасской» состоялся 15 июня на Расточке. Расточка — один из старейших районов Новосибирска. Он появился в середине XX века. В те годы его называли элитным. Сегодня про него говорят, что «лучше не соваться». В некоторых домах в этом районе нет горячей воды. Всегда. Работающая канализация — забытая роскошь. Лаборатория сайт-специфик здесь — это попытка осмыслить процесс перехода из одной крайности в другую.
«На мой взгляд, мы бросили нужное зерно», — считает постановщик спектакля на Расточке Катерина Андреева.
У зрителей не было ограничений. Пришедшим была выдана карта для свободной ориентации на местности. Они выстраивали свой путь так, как хотели сами. Однако (почти как в сказке) ровно в 15:55 зрители должны собраться у непоющего фонтана, который на пару минут запел.
«Во-первых, это очень интересно. Я житель правого берега, на левом бываю крайне редко. Во-вторых, это история про послевкусие. Ты сейчас поедешь домой и будешь думать, осмыслять. Это не то, что на тебя сразу вываливается», — делится своими эмоциями один из зрителей.
19 июня состоялась премьера перформанса-маршрута Степана Пектеева, режиссера из Санкт-Петербурга. Финальная точка лаборатории — аэропорт «Толмачёво». Географически все три перформанса составили путь, ведущий из центра города к его черте. «Мы сделали путь из привычной среды обитания в какой-то портал, через который люди попадают в другие пространства», — рассказывает режиссер.
Встретив зрителей на Расточке, актеры «Первого театра» провели тренинг ментального кино. Чем ментальное кино отличается от документального? Собственно, ничем. Единственное различие, ты — это и есть камера. Глаза — объектив. Пленка — твоя память. Научиться снимать ментальное кино просто. Гораздо проще, чем документальное. А наполнить такое кино смыслом, значением, знаковостью — это уже искусство.
За время пути зрители успели сменить три автобуса и совершили одну остановку на ипподроме. В дороге границы между зрителями и актерами окончательно стерлись. Они оказались соучастниками, попутчиками в большом путешествии к себе. Путь завершился в аэропорту. Там зрителей ожидала выставка-инсталляция в самолете-памятнике Ил-86, обратившая фокус их внимания вовнутрь, на их собственную киноленту памяти.
«Для меня лицо Новосибирска — это лица артистов, прежде всего. С ними я провел большую часть времени здесь. К сожалению, я мало посмотрел глазами и сходил ногами по городу. Но у меня осталось ощущение, что средний уровень образованности города очень высок. В городе, действительно, присутствует культура. Наверное, это самое простое слово, которым можно это ощущение обозначить. Я очень доволен результатом. Я открыл для себя, действительно, важные вещи. Такой степени зрительской свободы в моей практике еще не было ни разу. В процессе самого спектакля понимаешь, что самое главное содержание — сами горожане, зрители. Очень много предоставляется именно им, артисты здесь лишь проводники», — говорит режиссер Пектеев.
Многие постановщики перформансов посетили Новосибирск впервые. Эта дистанцированность от места и его контекста помогла подобрать нужный ключ, запустивший мысленные механизмы уже внутри пришедших. «Когда мы живем в городе, мы его не видим», — говорит Ника Пархомовская, куратор лаборатории сайт-специфик.
«Задача проекта — осмыслить в Новосибирск в театральном, антропологическом и социальном смысле», — рассказывает директор «Первого театра» Юлия Чурилова. И город осмысляется. Переосмысляется. По крайней мере, лаборатория сайт-специфик запустила процесс пересмотра привычного и обыденного. Дальше — дело за зрителем.