Когда-то театр начинался с повозки, а все театральные труппы были странствующими. Фанатам и поклонникам, вероятно, приходилось нелегко – шансов ещё раз увидеть понравившегося артиста практически не было. Зрителям новосибирского "Первого театра" чуть легче: труппа в основном кочует в пределах одного города. Но ощущение игры в "казаки-разбойники" всё же присутствует: где состоится следующий спектакль не знают иногда и сами актёры. Корреспондент "Сиб.фм" нашёл ребят на сцене театрального клуба "Пуля".
"Первый театр" – это эксперимент, который удачно поставил Павел Южаков – в прошлом артист НГДТ под руководством Сергея Афанасьева, теперь – главный режиссёр молодого театра-студии. Первой площадкой для перфомансов артистов стали улицы Новосибирска, потом начался трёхлетний период кочевания с одной сцены на другую.
В труппе четыре мальчика и четыре девочки, в репертуаре классические постановки и современная драматургия. Ребята принимают участие и побеждают в театральных фестивалях Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга, сами ставят спектакли, гастролируют по Сибири. А ещё монтируют и устанавливают декорации, рисуют афиши, подбирают костюмы и делают грим. Главные действующие лица считают, что постоянные передвижения и «чёрная работа» научили их быть в тонусе, самостоятельно решать проблемы и делать те вещи, которые актёрам больших театров даже не снились.
Накануне своего дня рождения "Первый театр" получил очередную сцену в ДК "Строитель" и снова переехал.
– Наш театр по численности очень маленький, а работ каждый выполняет очень много. Артист параллельно имеет сменные профессии. Ребята – монтировщики, девочки – постижёры, то есть небольшая группа людей выполняет большое количество работ, отсюда мобильность этой истории, но когда у нас выезд, коэффициент полезного действия падает, силы уходят на переезд, – рассказывает о минусах мобильного театра главный режиссёр Павел Южаков. – Вкратце, алгоритм подготовки к спектаклю у нас выглядит так: надо в одном месте собрать декорации, загрузить, переехать, поставить один спектакль, сыграть его, разобрать декорации, поставить другой, разобрать, увезти! Конечно, лучше одна, но своя сцена. Даже сегодня мы могли бы полдня репетировать и потом играть спектакль, а так у нас эти полдня уходят на то, чтобы привезти декорации, свет поставить.
– Но мы никогда не расслаблены, мы всегда готовы сделать всё сами, и нам неважно, где мы. Мы можем быть в Новосибирске, в Искитиме, в Тогучине, в Бердске, в "Пуле" и в ДК "Строитель". В этом наша сила – мы можем всё и везде, – добавляет артистка Елена Вахрамеева.
"Первому театру" поступали предложения переехать всей труппой в другой город, где будет место, где жить, а главное, место, где выступать, но…
– Я думаю, что становление нового театра в любом городе – это вещь проблемная. Нужно ни один год доказывать себе, государству и чиновникам, что ты не тварь дрожащая, а право имеешь. Доказывать это надо работой, – объяснил Павел Южаков.
Создание "Первого театра" – это авантюра, на которую пошли 16 выпускников НГТИ и режиссёр, начав всё с нуля:
– Маленький уютный театр в комнате № 116 ДК "Октябрьской революции" был похож на кусочек жизни, где всем тесно, но от этого тепло, – вспоминает артист Егор Овечкин, – и мы до сих пор уверены, что маленький театр – это хорошо.
– Нам бы такую же сцену, как в "Пуле", ну, может быть, чуть побольше, чтоб с административным крылом, – добавляет артист Александр Форостинский, – такие "театральные проблемы" характерны для Новосибирска. Театр Афанасьева до сих пор не может переехать, а там уже три поколения артистов сменилось. В Екатеринбурге, например, сорок театров, и все же они куда-то помещаются?! И люди ходят в них. Хоть бы уже в подвале какого-нибудь нового Торгового центра сидеть, зато своё, и не надо бегать к вахтёрам и попрошайничать ключи.
Вахтёры в "Первом театре" играют важную роль: в каждом новом помещении контакт с ними налаживать приходится заново.
– Они вообще самые главные люди на планете, – иронично заявляет Егор Овечкин, – у тебя вечером спектакль, ты приходишь репетировать, а вахтёр говорит, что ты не записан, и ключ тебе не даёт. Ведь я в спектакле есть, посмотрите! Но на бумажке у него моей фамилии нет.
Егор, как и многие в театре, нашёл плюсы в постоянных передвижениях:
– Мама и папа научили меня смотреть на все ситуации с разных сторон. Кто виноват в том, что всё складывается таким образом? Конечно, нечестно, что нас попросили из ДК "Дзержинского", но мы так же нечестно поступили – ведь кто-то же выселил оттуда «Артистическое созвездие», чтобы мы заехали? А руководство ДК "Дзержинского" думает – приехали, будут семь дней в неделю на сцене спектакли показывать, репетировать, а танцы полицейские когда устраивать? Нам очень нужны полицейские танцы! Нечестно!
Совсем недавно театр переехал в ДК "Строитель", а там их ждал целый филармонический оркестр.
– Целых два! – поправляет сам себя Егор. – У них свои кофры стоят, всё пюпитрами усыпано, и тут мы привезли тонны своих декораций.
– И это тоже нечестно, – успеваю закончить я.
На вопрос о том, что лучше – одна своя сцена или много площадок, но без своего угла, Егор не стал отвечать категорично, для него, то, что есть сейчас, – золотая середина.
– Будь у нас своя сцена, мы бы занимались спектаклями, самосовершенствовались, не тратили время на переезды и нервотрёпки с вахтёрами, но если вдруг она у нас появится, нам уже некуда будет стремиться, кроме как упиваться чистотой своей игры.
У Елены Вахрамеевой, артистки и по совместительству реквизитора, руки опускаются, когда нужно найти костюмы, а "всё свалено в одной комнате, потому что только что опять переехали", и, наверное, ей, как девушке, хочется, чтобы всё было аккуратно, лежало и висело на своих местах – как в большом театре. Елена считает, что мобильность – это не просто изюминка "Первого театра", это их сильная сторона:
– Путь преодоления трудностей должен быть. Проблемы и самостоятельный поиск их решения сплачивают нас. Ведь осталось 8 человек из 16. Те, кто не выдержал накала, кто не смог работать только на энтузиазме, кому нужен был заработок – ушёл. Тот, кто хотел и готов был терпеть, – остался. Нужно было через всё это пройти, чтобы понять, кто остаётся.
"Первый театр" идёт на взлёт: "Пуля", ДК "Ефремова", Центр культуры НГТУ, Дом Актёра, теперь ещё и ДК "Строитель" – это неполный список площадок, на которых ребята устанавливают декорации, показывают спектакли, разбирают декорации – проблемы с пропиской решатся со временем, главное, что уже сейчас у артистов есть зритель, который пойдёт за ними хоть на край света, в любое ДК.