Ангелы – это грустные люди в серых одеждах. Крылев у них нет, есть только самокаты. Ангелы тоскуют по «свободе», то есть жизни до смерти, на прекрасной планете Земля. Такими они предстают перед зрителями в спектакле-притче «Первого театра» по пьесе Данилы Привалова «Прекрасное далёко». Стоит сходить на премьеру 23 февраля в ДК «Строитель», чтобы посмеяться над ангельской наивностью и отчаянно смешными шутками, чтобы поплакать над неоправданными надеждами и письмами с того света, которые все-таки дойдут до любимых, если сильно захочешь.
Жили-поживали себе пять почти бесполых ангелов там, где «тихо, спокойно, хорошо здесь»: Саныч (Егор Овечкин), Серега (Александр Форостинский), Тоха (Илья Шабельников), Маруся (Ольга Епанчинцева) и тетя Таня (Ирина Носова). Пепельно-седой Саныч был за главного, как самый старый в Раю, который представляет собой в понимании режиссера замкнутое пространство – уютную комнату с печкой, шкафом и кроватью. Серега и Тоха рассуждали о глупостях войны и хотели вырастить припрятанную «дурь». Маруся и тетя Таня говорили о любви – не то к Ленину, не то к абстрактному Мужчине, которого очень уж хотелось полюбить.
А потом… на их светлые головы обрушивается, как в голливудских фильмах, весь в дыму и ослепительном свете, новый ангел. Это Вася (Виталий Гудков). «Делать ты что-нибудь умеешь?» – с надеждой спрашивает его новая семья. «Я программист», – признается Вася, и это оказывается бесполезным умением, как и то, что он умеет собирать телевизоры. А вот играть на гитаре – это действительно важно, пусть она даже выглядит, как полено. «Слышу голос из прекрасного далёка, голос утренний в серебряной росе», – поет дрожащим, а потом окрепшим прекрасным голосом новоиспеченный ангел. Эта песня – лейтмотив всего спектакля, настроение несбыточной мечты, надежды, что в будущем все сложится, как ты захочешь.
Так и живут ангелы – то смеются над собой, то учатся летать, то пытаются покончить с собой, но ангелы даже боли не чувствуют, какое уж там – повеситься или утонуть. Пишут письма, которые не дойдут, – маме, любимой девушке Нине, опять же тому Мужчине, пишут даже доброму Богу, в которого не верят. И все пытаются ответить на вопрос, бедные-бедные ангелы, – что же все-таки лучше: жить в привычном распорядке или все время пытаться что-то изменить, не желая мириться с обыденностью? Летать, кстати, местным ангелам, как бы мы от них не ожидали, не то чтобы нравиться – они «летают, потому что боятся высоты» и издают при этом страшный гул, как из фильмов ужасов.
Работа над спектаклем началась в лаборатории современной драматургии «Кухня» под руководством Дмитрия Егорова (Санкт-Петербург), взявшим псевдоним Данила Привалов. В рамках проекта прошли открытая читка пьесы и показ эскиза спектакля. Сейчас «Далёко» идет в ДК «Строитель», в котором коллектив «Первого театра» пока что не освоился, да и не факт, что останется – помимо них, в этом доме культуры еще 148 коллективов, поэтому для себя актеры называют его «общежитием».
Кое-что режиссер-постановщик Павел Южаков и режиссер Егор Овечкин в финале изменили – стало больше надрыва, обреченности и желания вырваться из тихого Рая, в котором уже ничего не изменишь, из которого, хоть весь космос облетишь, не достигнешь «свободы». Какой же это тогда Рай – приходит на ум очевидный вопрос. Так вот ответ – в нашей голове, ведь мы же сами придумываем себе свой рай, свое тихое и спокойное место, где наконец-то можно уединиться.
Спектакль «Прекрасное далеко» – это проекция нашей жизни, только в формате пристанища ангелов, которые не ценили свою жизнь, не любили и забывали, что эта «скучная жизнь» когда-нибудь закончится. Может, даже в Бога при жизни верили, а здесь перестали, как ни противоречит это общепринятым понятиям о взаимодействии Бога и его помощников – белых счастливых ангелов. И спрашивают у него, переходя на крик, срываясь, мол, Бог, я в тебя не верю, но почему нам так плохо живется, ведь мы же такие хорошие.
«Жизнь циклична, это раздражает, и мы пытаемся как-то скрасить свои будни, – рассуждает режиссер-постановщик Павел Южаков. – Мы живем и не ценим то, что здесь и сейчас, а это необходимо, несмотря на проблемы и трудности – вот об этом спектакль. Притча – это условность, главная цель – чтобы у зрителя была возможность подумать. В спектакле открытый финал, поэтому вы можете додумать сами. Но я думаю, что все у героев сложилось хорошо – кто сильно хотел, тот полюбил, полетел и переродился. А был выбор. Кто не верил – остался здесь, в тихом Раю, но не вырвался».
В этом тихом, хорошем месте действительно не нужно изо дня в день терпеть ненавистный быт, работу и воевать. Однако с самим с собой повоевать придется, трепать нервы себе и другим ангелам, пытаться заново умереть, писать письма и рыдать, что они никогда-никогда не дойдут до того, кого ты так любил, но сказать и поцеловать не успел. А может, все-таки дойдут? Может, все-таки можно полюбить, и ангелы не бесполые существа, а мужчины и женщины, временно ставшие ангелами? Может, надо попробовать? Только если не боишься. Тогда, возможно, на тебя обрушится весь тот ворох писем, которые ты так хотел получить. Возможно, если возьмешь за руки милую Марусю, и вместе вы улетите на «свободу». Только пожалуйста, уважаемое Прекрасное Далеко, не будь к ним жестоко.