«Первый театр» и центр «Культурный город» представили новую премьеру — спектакль по повести братьев Стругацких «Парень из преисподней». Режиссером проекта стал Петр Зубарев.
В школе и университете мы сталкивались с темой войны на уроках. Кинематограф, литература и живопись нередко затрагивают кровавые страницы истории, перенося нас на поле Бородинской битвы или в блокадный Ленинград. Спектакль «Парень из преисподней» не обошел военную тематику, однако обратился не ко внешней стороне вопроса, а ко внутренней. Где происходит самое ожесточенное сражение: снаружи или внутри человека?
Спектакль поставлен по мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких. В нем чувствуется идейная связь с произведением «Трудно быть богом». Однако сюжеты колоссально разнятся.
Действия и в книге, и в спектакле разворачиваются в далеком будущем, в XXII веке. Стругацкие рассказывают историю земного исследователя Антона, который прибыл на далекую планету. Её жители неотличимы от людей, однако уровень развития их цивилизации сопоставим с земным Средневековьем. Герой книги вместе с коллегами старается направить инопланетян на путь мира, ценности жизни, развития науки и культуры. При этом, атмосфера ненависти и жестокости оказывает колоссальное влияние на Антона, пробуждая в нем то, с чем он должен сражаться.
Спектакль вдохновляется произведением и полностью отказываясь от пересказа. Он в центр внимания ставит человека войны, курсанта особой школы бойцов «Бойцовый кот» Гага. Гаг — житель планеты Гиганда, его роль исполнил Максим Кудрявцев. Исследователь, подобный Антону из повести Стругацких, переносит героя на Землю будущего. Технологичную, безопасную, похожую на сказочную утопию.
Казалось бы, что это именно за такой мир Гаг всю жизнь сражался. За мир, где один не причиняет вред другому. Где, можно жить спокойно и чувствовать себя в безопасности. Однако новая реальность не радует героя, всё его естество протестует и борется. А война продолжается, только в это раз место действия — не поле битвы, а сам Гаг.
«Всегда беспокоили мысли о войне. О войне, как неотъемлемой части человеческого внутреннего мира. Почему, будучи явлением противоестественным, противоприродным, она так прочно сидит внутри нас, то и дело подталкивая к действию? Наш спектакль тоже не даст никаких ответов. Скорее, это возможность посмотреть на это явление со стороны», — комментирует режиссёр Петр Зубарев.
Сюжет охватывает две локации — родину Гага и Землю будущего. Они противопоставлены друг другу. Эффект антонимии достигается за счет световых решений. Планета Гага словно бы погружена в сумрак. Земля же предстает нам в ярком и холодном, стерильно-лабораторном освещении.
Немалую роль играют и декорации: они минималистичны, подвижны и многофункциональны. Каждый элемент легко трансформируется, дополняя и создавая необходимую по сюжету реальность.
И, конечно, конфликт не был бы до конца раскрыт, если бы не актерская игра. Гаг проходит сложный эмоциональный путь: любопытство и честное стремление понять Землю, отторжение этой «плюшевой» реальности, осознание «неидеальности» родной планеты. Максим Кудрявцев ярко передает образ человека, попавшего в совершенно чужой мир. Мир, который живет по непонятным для него принципам.
«Парень из преисподней» — это спектакль-размышление. Он пытается понять и изучить странную природу войны. Но не ставит оценок и, как следствие, не дает конкретных выводов. Режиссёр словно бы предлагает подумать вместе с ним. Поискать ответы сначала в сюжете, а после в самом себе. Спектакль поставлен в рамках проекта «Детки и предки. Перезагрузка». Вечный вопрос о противостоянии добра и зла выводится на уровень разговора разных поколений.