В новосибирском Доме Актера состоялась премьера спектакля по пьесе Валентина Красногорова «Золотая лавина», которая является продолжением небезызвестного произведения Фридриха Дюрренманта «Визит старой Дамы».
Под руководством Павла Южакова, актеры «Первого театра» сумели показать на небольшой сцене с минимумом декораций жизнь и смерть целого города.
Сам сюжет постановки довольно прост: в город приезжает богатая леди и за скромное вознаграждение в миллиард долларов просит горожан убить своего давнего обидчика, который в скором времени, конечно же, умирает от «паралича сердца». Город ликует, танцует и радуется, но потом начинает делить деньги (зачастую, непосильная задача, не правда ли?). А затем, чтобы увеличить свою долю каждый горожанин берется за ружье, как следствие – анархия. «И поидоша брат на брата», что, как известно, не приводит ни к чему хорошему. В конце концов мэр прячется в бункер, отдав приказ о бомбардировке города, но его любимую настойку пустырника уже успели отравить… В альтернативном видении пьесу можно было бы назвать «Как уничтожить среднестатистический город в кратчайшие сроки для чайников».
Первый убийца, Артем Находкин в роли учителя, совершает злодеяние после долгого монолога о гениях, чуть ли не сверхлюдях, ведущих планету к процветанию, превознося благое влияние своего поступка. Случайные прохожие внимают монологу и заканчивают жизненный путь доктора. Через некоторое время, с помощью арифметики и огнестрельного оружия, и остальные горожане начинают увеличивать свою долю от миллиарда. И что самое поразительное, абсолютно каждый находит себе оправдание. Для одних, люди, способные убить человека за деньги недостойны того чтобы жить, а значит можно немного поднять свою долю. Для других, убив жителя, мы приносим доход всем – а значит мы молодцы, только вот мы работаем, а деньги получают другие – несправедливо. И «работать» начинает весь город. Как следствие – демография достигает нулевого показателя.
По словам Валентина Красногорова, как раз этот дуализм человеческой души хотел показать он в своей пьесе. Показать, что в каждом из нас скрыты свои демоны, которым нам стыдно поддаваться, и чтобы как-то заглушить это чувство, мы ищем себе оправдание. Драматург демонстрирует нам человеческое восприятие реальности, гибкое и приспосабливающееся ко всем жизненным ситуациям, ломающее и перекраивающее моральные нормы, выворачивающее наизнанку законы и правила. Все мы порой создаем себе иллюзию грядущего счастья, но ошибаемся в выборе его достижения и какие бы усилия мы не прилагали, результат один – НИЧЕГО.
На первый взгляд, может показаться, что пьеса написана на злобу дня. В ней присутствует пародия на нечестные выборы, противостояние коалиции и оппозиции, в котором, по мнению одного из персонажей, вторая получает всегда меньше чем первая, а если точнее – то вообще ничего не получает, а главный лозунг мэра города «Наша сила в единстве».
Павел Южаков всеми силами старался подчеркнуть эту злободневность, так, что иногда хотелось встать и поаплодировать в самой середине действа. Мастерски показана тенденция наших властных структур отвлекать народ от проблем шумными празднествами, а когда жители выбирают, отдать миллиард правительству или разделить между собой, на полотне с помощью проектора демонстрируются нечестные выборы. По словам Валентина Красногорова: «Это лишь средства, которые помогают зрителю лучше понять саму идею спектакля, однако, они же и являлись единственным камнем преткновения взглядов режиссера и драматурга, данные приемы – палка о двух концах, и если с ними переборщить, то можно увести зрителя от главной идеи. Однако, несмотря на эти незначительные недочеты, спектакль был поставлен талантливо, интересно, ярко. Режиссер имеет право на свое видение, плохо – если оно идет наперекор замыслу драматурга, но с это пьесой такого не случилось. Поэтому никаких претензий у меня к режиссеру нет, что бывает далеко не всегда».