В одном из самых молодых культурных заведений Новосибирска — театре-студии "Первый театр" – прошла необычная премьера. В спектакле "История одного человека" по повести Н. В. Гоголя "Шинель" наряду с актерами на сцене работала кукла. Спектакль получился настолько незаурядным, при этом проникновенным, что артистов раз пять вызывали на бис.
Изначально премьеру спектакля предполагалось сделать прямо на уличной сцене в рамках форума "Интерра", тем самым не отстать от самой идеи фестиваля уличных театров "Три вороны", а также остаться верным принципу Первого театра: ни дня без новаций. Однако технические трудности помешали воплотить эту идею, но зрители, пришедшие в скромный зал Первого театра, вряд ли были обижены на такой пустячок: спектакль едва ли выиграл бы в свете и в подаче материала в целом, если бы был показан на улице. А посмотреть, действительно, было на что.
Скромные декорации и наличие всего двух актеров на сцене оказались обманчивы. Артисты, то выступающие в роли рассказчиков, то в роли самого Акакия Акакиевича, его сослуживцев и начальства, настолько быстро и метко сменяли разные образы, при этом добавляя непередаваемых шуток и экспрессии, что оторваться от них было невозможно. Был использован и прием так называемого интерактивного действия – когда артисты непосредственно обращаются к залу или производят действия, больше характерные для антракта: например, убирают мусор, скопившийся вследствие одной из сценок.
При этом в спектакле был сохранен язык Гоголя, несмотря на некоторое осовременивание костюмов, хотя, скорее всего, эти костюмы больше создавали эффект безвременья, т.е. той самой универсальности, присущей великим писателям.
Наряду с актерами на сцене была задействована кукла (в буквальном смысле – "маленький человек") – образ Акакия Акакиевича Башмачкина. По признанию режиссера спектакля и одного из исполнителей ролей Егора Овечкина, при работе вместе с художником-сценографом Николаем Чернышевым над созданием лица куклы, ее мимики и жестов, был пересмотрен спектакль в театре "Современник" с Мариной Нееловой в главной роли, а также немалую роль сыграл и Акакий Акакиевич режиссера-мультипликатора Юрия Норштейна (мультфильм "Шинель" пока не увидел свет, как уже писало "ЧС"). Кукла в итоге получилась настолько естественной, точно запечатлевшей как раз того Башмачкина, которого, скорее всего, и имел в виду Николай Васильевич, что наблюдать за ней в лирических сценах можно было только с придыханием.
Особенно впечатляюща оказалась сцена, когда во мраке, словно с разверзнувшихся небес, на голову кукле Акакия Акакиевича летят рас-кромсанные бумажки под музыку Дэнни Эльфмана из фильма "Эдвард – руки-ножницы". Являясь изгоем даже на службе, Башмачкин таким образом терпит унижения от сослуживцев-чиновников. С другой стороны, парящие бумажки напоминают снег – как и в музыкальном источнике, где Эдвард тоже являлся изгоем, и когда ваял скульптуры из cнега, то хлопья так же сыпались на головы живущих по соседству людей. Параллель бумажки – снег – еще и отражение идеи необходимости приобретения шинели, добротной, теплой, новой, которая спасет организм Башмачкина от снега и холода.
Кукла в спектакле не произносит слов – она служит как бы зарисовкой к разворачивающемуся действию, сосуществуя словно параллельно. Но именно за счет ее сценических движений становится понятной глубина произведения Гоголя – его трагическая сторона. Комическую же придает игра актеров. Подобный совместный тандем – удачный способ для привлечения в театр юных зрителей: скучать они не будут, точно. Но и пустыми не уйдут.