Д. Глуховский, М. Кучерская, В. Пелевин "Песни о Родине"
Театральная компания "Гамма"
"Первый театр" (Новосибирск), Томский ТЮЗ, НГАМТ "Глобус"
Режиссеры Павел Южаков, Дмитрий Егоров, Алексей Крикливый
Художник Евгений Лемешонок
"Песни о Родине" примечательны уже тем, что число желающих обсудить этот проект частной театральной компании "Гамма" гораздо больше, чем количество людей, спектакль посмотревших. При всей неординарности самой формы (этакий сборник театральных короткометражек) и литературной основы (Пелевин, Глуховский и Кучерская), этот спектакль – не какой-то разовый эксперимент или художественная акция, а именно частное коммерческое предприятие. И это важно понимать.
Хотя, коммерция коммерции рознь. Предложила бы продюсер Анастасия Журавлёва и Ко зрителям какую-нибудь чудо-комедию "Я, Он и мой муж. Неожиданная встреча у шкафа" – и не случилось бы очередного околотеатрального скандала в нашем славном городе. Безвкусица и пошлость как-то всех устраивает. А тут зрителям осмелились продемонстрировать художественные высказывания…
И предприятие это сразу же после запуска вылилось в скандал, всколыхнуло и, кажется, разожгло. И ассоциации с "Левиафаном" кажутся весьма уместными. Не знаю, ожидала ли Анастасия Журавлёва и трио уважаемых режиссёров – Алексей Крикливый, Павел Южаков и Дмитрий Егоров такого резонанса. Думаю, его можно было прогнозировать. И вот "православные активисты" уже поставили "Песни о Родине" в один "позорный угол" с "Тангейзером", Томский ТЮЗ оперативно открестился от проекта, официальная группа спектакля "ВКонтакте" поспешила сообщить о провокациях и о том, что со сцены не звучит мат, а журналисты подсаливают рецензии определением "спектакль-триптих".
Обсуждают профессионалы, обсуждают обыватели. И многие хотят посмотреть. И разве это -не лучшее средство для раскрутки спектакля?
Впрочем, кажется, в Новосибирске мало кому нужна такая "реклама". В тех же СМИ удалось прочитать, что спектакль этот о том, как "утопили православие". А это – как красная тряпка. К тому же, часть поборников религиозных ценностей ознакомились с текстом Кучерской и уже бьют тревогу. А могут и спектакль сорвать – любители тяжёлой музыки не дадут соврать.
Но, в сущности, в чём проблема? Как Пелевин в отдельно взятом рассказе "Хрустальный мир" заставляет читателя "подгружать" множество пластов исторических и философский знаний, так и пресловутый "православный ёжик" Кучерской может открыть, например, менее известного Виктора Афанасьева (он же – монах Лазарь, автор православных детских сказок вроде "Удивительных историй маленького Ежика"). Только зритель должен быть настроен на такие открытия. Понимать, что сам поход в театр – это только начала диалога о чём-то важном.
Сам спектакль будит мысль, заставляет поставить перед собой многими сданные в архив вопросы, вроде "С чего начинается Родина?" Наверное, в какой-то момент песня Марка Бернеса и стала пошлым общим местом. Но сейчас ура-патриоты хором выводят "Я, ты, он, она – вместе целая страна". И режиссерское решение выбрать именно песню из конца 60-х центральной для всех историй кажется уже и не таким тривиальным. Сменяющие друг друга артисты трёх театров буквально топчут ноты этой самой "Родины". Она действительно у нас под ногами. С продажными гаишниками, «заряженными» чиновниками, утопающими в мечтах юными идеалистами и толпой желающих забраться в моё личное, интимное пространство, растоптать всё неверное и насадить праведное.
Да – сделано всё не совсем ровно. Гротескно. С матом (во всяком случае, на премьере), но употреблённом к месту и с подачи литераторов. Зато – эти новые русские сказочки пришлись ко времени. Так как для многих наших сограждан Родина сейчас всё больше заканчивается. И на сцене я увидел замечательные иллюстрации к тому, как и почему это может происходить. А скандальное послевкусие – будем считать, что это четвертая часть спектакля. Пьеса, которую пишет наша реальность. Которая гораздо серее, чем спектакль. Всё-таки, у егоровского ёжика – клёвый костюм.