09.02.2015
"Песни о Родине": хрустальный мир православного леса
Автор: Татьяна Ломакина, Маргарита Логинова
Издание: Тайга.инфо
Оригинал: Ссылка на оригинал
Истории, которые "могли произойти только в России", – на малой сцене новосибирского "Глобуса" поставили "Песни о Родине". Павел Южаков, Дмитрий Егоров и Алексей Крикливый создали триптих про честного милиционера, православного ежика и юнкеров, охраняющих подступы к Смольному.
В основе спектакля лежат произведения современных авторов: Алексей Крикливый получил "добро" от Виктора Пелевина на постановку "Хрустального мира", Павел Южаков остановился на рассказе о честном милиционере "Благое дело" Дмитрия Глуховского, а выбор Дмитрия Егорова пал на "Современный патерик" Майи Кучерской. Продюссировала проект театральная компания "Гамма" и лично Анастасия Журавлева. Художником-постановщиком выступил Евгений Лемешонок.
Премьера триптиха состоялась 5 и 6 февраля, самое активное обсуждение в СМИ и соцсетях вызвала именно работа Егорова, главным героем которой стал православный ежик, решивший покрестить всех обитателей леса. Координатор движения "Русский щит" Алексей Лобов счел постановку "Истории о православном ежике" из "Патерика" оскорбительной для верующих и заявил о намерении ответить режиссеру – в какой форме, пока неизвестно.
Отметим, что похожая реакция небольшой части православной общественности наблюдалась и после выхода в 2005 году сборника историй, рассказов и анекдотов о жизни современной РПЦ Майи Кучерской "Современный патерик" – об этом рассказывала в одном из своих интервью сама писательница.
"Главное обвинение: так писать о церкви – бестактно, бесстыдно. Я устала повторять, что бестактно молчать, бесстыдно жить в душной православной резервации, закрывая глаза на происходящее в мире, и не пытаться откликаться на это с состраданием, а не ожесточенно, обличительно, – объясняла Кучерская. – Стараться греть, греть его, этот мир, греть и любить. Не делать этого – путь духовно бесперспективный. „Патерик“ – именно такое пробивание головой (и она у меня до сих пор болит) стены, стоящей между верующими и неверующими, церковными и нецерковными людьми. Попытка сказать и тем, и другим: „всюду жизнь“".
"Песни о Родине" сыграли артисты сразу трёх театров: "Глобуса", новосибирского "Первого театра" и томского ТЮЗа. По словам Егорова, работавшего с томичами, этот проект – "сугубо художественная акция, не имеющая отношения к политике, злободневности, текущему моменту". Однако в его сценической версии "Сказки о православном ёжике" белочка привлекает внимание миссионера-ежа, заслушавшись песней Personal Jesus в исполнении Мерилина Мэнсона, что не может не отсылать к известным новосибирским событиям лета 2014 года.
Публикации про постановку Егорова не только в региональных, но и федеральных СМИ, приписывающие спектакль именно томскому Театру юного зрителя, вынудили руководство ТЮЗа выступить с официальным заявлением, что театр "не ставил и не имеет намерения реализовать" эту постановку: "Возрастная категория спектакля – 18+. В проекте участвуют артисты нашего театра, на добровольной основе, в свободное от основной работы время, – сказано на сайте театра. – Вопрос о том, будет ли представлен спектакль „Песни о Родине“ на сцене Томского ТЮЗа остаётся открытым, поскольку есть целый ряд трудностей, которые следует разрешить, они касаются, прежде всего, необходимости адаптации спектакля к сценической площадке театра". Отметим, ранее в официальной группе спектакля "Вконтакте" сообщалось, что в Томске спектакль покажут 4 марта.
Незаслуженно мало внимания СМИ уделили двум другим частям триптиха: сдержанному и стильному "Хрустальному миру" Пелевина в постановке Крикливого и несколько неровному, но интересному "Благому делу" Глуховского в постановке Южакова. Рецензий на весь спектакль, а не только тенденциозных новостей в духе "томский ТЮЗ утопил белочку во время крещения", еще не написано.
Герои Пелевина-Крикливого, юнкера Юрий Попович (Никита Сарычев) и Николай Муромцев (Никита Зайцев) накануне октябрьского переворота в 1917 году патрулируют улицу Шпалерную, охраняя подходы к Смольному, рассуждая о гибнущей культуре, цивилизационном подходе Шпенглера и нюхая кокаин.
Главный герой Глуховского-Южакова, честный майор полиции Антон Ломакин, расследует дело о гибели рабочего на стройке и выясняет такие факты, что его же собственный начальник дает ему огромную взятку, чтобы капитан замял дело. Но Ломакин отказывается, наплевав на личное счастье, и посылает замешанных в схеме коррупционеров куда подальше ёмким непечатным русским словом. Присутствовавший на премьере министр культуры Новосибирской области Василий Кузин при этом улыбался и аплодировал стоя, что внушает надежду на благополучное будущее спектакля, независимо от того, оставят в нем мат (запрещенный в театрах с 1 июля 2014 года) или нет.
Создатели спектакля не исключают, что к трем уже готовым историям добавятся и другие, а сам проект превратится в театральное движение. Следующий показ состоится в "Глобусе" 1 апреля.