Автор: Ирина Тимофеева
Издание: Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
Оригинал: Ссылка на оригинал
На этот вопрос, однако не по Фёдору Достоевскому, а по Александру Молчанову, пытается найти ответ главный герой нового спектакля "Убийца" "Первого театра". И одновременно приоткрывает перед зрителем особенности современной драматургии.
Спектакль родился на театральной "Кухне", которая в принципе мало чем отличается от кухни в наших панельных многоэтажках. Здесь сначала выбирают рецепт, затем достают продукты, отваривают, шинкуют, приправляют… Вот только не любая хозяйка даст заглянуть на свою кухню. А театральная лаборатория "Кухня", которая в течение полутора месяцев проходила в Новосибирске под руководством петербургского режиссёра Дмитрия Егорова, сделала этапы подготовки спектаклей (читки, создание эскизов) прозрачными и доступными для зрителя. Тем самым театр вступил в диалог с публикой на этапе зарождения постановки и дал возможность каждому желающему высказаться, нужны ли эти остро современные, но неоднозначные пьесы на новосибирской сцене или нет. "Убийца" молодого режиссёра Артёма Находкина – первое законченное блюдо театральной "Кухни".
По сюжету пьесы Александра Молчанова незадачливый студент крупно проигрался в карты и теперь должен либо добыть необходимую сумму, либо выбить долг другого должника. И не исключено, что для этого ему придётся пойти на преступление. Жёсткие условия поставлены, и горемычный "убийца" отправляется в путь, под присмотром девушки "авторитета" – чтобы не сбежал. Но этот путь оказывается прежде всего дорогой к себе и осознанию простых вещей: что важно в этой жизни, а что нет. Действительно ли это предел мечтаний – трёхкомнатная квартира с торшером или счастье – быть птицей и ни о чём "не париться". Да, и есть ли кто там, наверху, и умеет ли он прощать. Внешне глуповатые, легковесные монологи об этом ведутся героями без ложной патетики, на подростковом сленге, но глубины своей от этого не теряют. "Неужели ему обязательно надо, чтобы я там что-нибудь простёрся в прахе перед ним, валялся в грязи, глотая сопли и умоляя его о прощении. Он от этого энергией заряжается? Какие-то глупые понты, гопниковские. Чего, нельзя нормально поговорить, как взрослые люди? Да, согрешил, было дело, извини, больше не буду", – так запросто обращается главный герой к Богу.
Путь к себе – ключевое для "Убийцы" понятие – режиссёр и по совместительству художник Артём Находкин, для которого это первая в жизни "не моно" работа, сделал и главным визуальным акцентом камерного спектакля. На сцене – погнутый дорожный знак и шоссе, уходящее вверх. Глядя на этих запутавшихся молодых людей, реальные аналоги которых ходят в "Адидасе", по вечерам лузгают семечки на лавках и демонстрируют свой богатый "взрослый" лексикон, трудно поверить, что то самое "вверх" рано или поздно ожидает и их. Но создатели пьесы со своим то смешным, то откровенным, то нежным спектаклем, кажется, дают им второй шанс.