В афише новосибирского "Первого театра" в новом сезоне, как и прежде, успехом пользуется весенняя премьера – спектакль по классической пьесе Островского "Доходное место" (отмеченный теперь уже на фестивалях и получивший недавно "Парадиз"), и зал в один из вечеров заполнили не просто поклонники "Первого", а… госслужащие. Вот такой корпоративный запланированный просмотр на днях случился, и реакция на спектакль была вполне адекватной: понравилось. В книге отзывов появилась только одна, но зато не формальная и довольно эмоциональная запись: "Блестяще! Прекрасная режиссура, органичны и прекрасны все актеры, достойное оформление спектакля, и мы, зрители, рукоплещем всем. Спасибо!"
Так что же на крошечной сцене театра происходит? Поиски молодым человеком по фамилии Жадов своего места в жизни. Притом что внутренняя установка у него максималистская – "жить не по лжи". Университетское образование, высокие идеалы, горячее сердце – как иначе?
А вокруг, в остроумно обыгранных постановщиками (режиссером Павлом Южаковым и художником Николаем Чернышевым) реалиях железнодорожного ведомства (могло быть любое другое – художественный ход) – скрещенные рельсы, паровозные топки, семафоры и стрелки – идет борьба за место под солнцем (и не просто место в жизни, а "доходное место") совсем по другим законам. Законам наживы, мздоимства, которые в этом тесном кружке, где рука руку моет, понимаются без слов и чтятся как основа житейской мудрости и чуть ли не мировой гармонии.
Современно? Более чем. И не только для молодых людей, вступающих в жизнь. Потому что патриархальная Москва времен Островского с ее загадочными "ведомствами", "присутствиями", "департаментами" – "местечками", где Фамусовы да Скалозубы успешно радели "родному человечку", вдруг повернулась к простому россиянину рубежа XX – XXI веков, хоть в столице, хоть в провинции, сегодняшним капиталистическим настоящим. И перед каждым встал выбор – "делать деньгу" (а деньги, безусловно, "пахнут") или честно служить своему предназначению, людям и Отечеству, не уповая на большие с того прибыли…
Выбор непростой. И Островским, а за ним "Первым театром" примитивная и в то же время изощренная механика рычагов психологического давления на строптивого героя показана великолепно. Тут и пример товарища по службе, который глуп, невежествен, а "хорошее местечко" получил и живет припеваючи, и давление родственников, и, наконец, – жалобы на "нищенские муки" самых близких и любимых…
Обаяние и убедительность этого спектакля в том, что он, во-первых, замечательно художественно выстроен, а во-вторых, историю – классическую и одновременно актуальную – проживают на сцене и представляют публике очень молодые и очень талантливые актеры. Они азартны в сатирическом изображении своих героев и искренне азартны в поисках истины. Поэтому зрители независимо от своего жизненного опыта также искренне сопереживают единственному "противуборцу" Жадову, и "под занавес" – его финальному монологу. Взятому из другого, однако чрезвычайно значимого для каждого россиянина контекста: "Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья…" Без таких молодых порывов жить в этом мире было бы неуютно. И как здорово, что молодыми эта точка отсчета не утеряна.