"Первый театр" – о жизни, о себе, о планах на сезон.
"Без шутки, как вы понимаете, театр существовать не может. По крайней мере, наш. Это помогает нам двигаться дальше, развиваться, не впадать в депрессию и различные творческие кризисы", – так считает главный режиссёр "Первого театра" Павел Южаков, эти его слова могли бы стать эпиграфом ко всему разговору.
Новосибирский театр-студия, работой которого руководит Павел, дает спектакли в ДК им. Октябрьской революции – в маленьком зале, "где тесно, но дружно" и где всего-навсего 28 мест. Спектакли практически всегда проходят "на ура", к тому же "Первый театр" знаменит в народе благодаря участию во всевозможных мероприятиях – таких как фестиваль "Три вороны", молодежный форум "Интерра", арт-шоу и т. д., и т. п.
"Гоголь красив, но мы скомплектовали по-своему"
Открывая новый сезон, "Первый…" обещает замахнуться на Шекспира и показать новосибирцам "Комедию ошибок" – спектакль, поставленный по одной из ранних пьес великого драматурга. Сюжет строится на путанице вокруг братьев-близнецов.
– Мне кажется, получится интересный проект, – говорит Павел Южаков. – Театр творчески готов к такому жанру, и выпуск спектакля мы планируем на конец октября.
И еще одна премьера ожидает нас в ближайшее время – "История одного человека", по мотивам повести Гоголя "Шинель". Для Егора Овечкина, артиста "Первого театра" и режиссера-постановщика "Истории…", это будет первый самостоятельный проект. Премьерный показ состоится 21 сентября в здании Новосибирского государственного театрального института, а 25 сентября спектакль должен будет полноценно и убедительно прозвучать под открытым небом: гоголевский сюжет планируется разыграть на площадке возле "Кобры". Егор Овечкин признается, что лично для него эта "История…" – не просто спектакль, но мечта, к которой пришлось идти долго и упорно:
– Я прочел ряд инсценировок, вариаций на тему "Шинели". Посмотрел прекрасную игру Нееловой, фрагменты мультфильма гениального художника Норштейна – мультфильма, который так и не увидел свет. И как-то смонтировал все эти впечатления.
К тексту классика Егор Овечкин постарался отнестись бережно – перекраивать "Шинель" на современный лад не стал. Ибо "язык Гоголя настолько красив, что мы не могли себе позволить как-то его искажать. Просто мы его… скомплектовали по-своему". Или даже так: "Переставили местами". В надежде, что Гоголю эксперимент не повредит.
"История одного человека" – это, прежде всего, история мечтателя, который дождался воплощения в жизнь заветной грезы. А потом не пережил утраты, когда "шинель его мечты" оказалась похищена. Помимо размышлений о смысле жизни, Егор обещает, что в его спектакле непременно прозвучат "юридические аспекты". То есть будет разыграна драма бюрократической волокиты, вечно актуальная и всем нам хорошо знакомая:
– Условно говоря, каждый человек при смене паспорта приходит в паспортный стол, а ему там отвечают, например, что нужна справка. Человек идет за справкой, проходит неделя. Потом оказывается, что паспортный стол переехал, и пока добираешься до него, справка просрочена. Вот об этой проблеме тоже хочется сказать. Ведь, по сути, Акакий Акакиевич тоже об нее споткнулся! Поэтому написать текст нам помогает один очень хороший адвокат.
Улицы города, дома, фонари – все это также станет частью спектакля, но данный момент никого особо не смущает:
– Егор начинал работу уличным клоуном, как и любой великий артист, – обнадеживает сомневающихся Павел Южаков. – Для него находиться на улице намного комфортней, чем в помещении. Поэтому спектакль многое приобретет: когда артист видит толпу перед "Коброй", у него появляется второе дыхание.
И вообще, для "звезд" "Первого театра" работать на публику под открытым небом – не проблема. Ребятам доводилось играть в гораздо более неординарных условиях, чем просто улица. В библиотеке, например, или на заводе:
– Вот это было потрясающе! – вспоминает Павел Южаков. – Гигантский цех, станок, огромная лестница метров в двести. Наши ребята приготовились к спектаклю, а народа… нет! Зрителей – нет! И вдруг, после виртуального «третьего звонка», из разных углов медленно, медленно, со своими табуретками, народ начинает стекаться…
Пришли, сели, собрались. Озадачились. "А спектакль предполагался веселый! Водевиль". Правда, если верить главрежу "Первого…", хохот иногда все-таки звучал ("этот стон у нас смехом зовется"). И хотя публика была утомлена трудовыми подвигами, в общем-то, "было весело".
– Сейчас это очень модно – брать недостроенные здания, заводы, немного облагораживать и играть там спектакли. Потому что такую атмосферу ничем не заменишь, не воссоздашь ни в каком театре. Может, стоит сделать массовое зрелище на заводе химконцентратов? Сыграть Гоголя в респираторах, в рамках "Интерры"?
Неожиданности от великих импровизаторов
Кстати, программа мероприятий под названием "Интерра" задумана настолько насыщенной, что театралам будет на что посмотреть.
– "Первый театр" – это такие великие импровизаторы, – говорит пресс-секретарь министерства культуры Новосибирской области Наталья Кузнецова, – что просто диву даешься: как они умудряются встроиться в любое действо, которое происходит у нас в городе (и не только у нас в городе), вписаться в любой жанр – будь то капустник, классический спектакль или "Интерра". У них необыкновенный азарт, и это дает возможность профессионально импровизировать, органично сочетаясь с любым творческим проектом. Я думаю, в "Интерре" нас ждет немало неожиданностей.
– В прошлом году, если кто помнит, мы хоронили Бездарность, которую сами "вырастили", – говорит Павел Южаков. – Долго делали огромное чучело, потом тащили по всему городу и торжественно разрушили на площадке перед Краеведческим музеем. Правда, нам задавали вопросы: "А что вы имеете в виду? Где, по-вашему, у нас в Новосибирске бездарность?" "Уже нигде! – отвечали мы. – Извините, уже всё разрушили". Но, мне кажется, в этом году нам снова стоит создать её… чтобы через год разрушить опять.
Поскольку созидательный настрой предполагает сотрудничество, режиссер поведал еще об одном проекте – из числа самых оригинальных, имеющих отношение к давней дружбе новосибирцев с французами.
– Название проекта режет слух, а поначалу может даже напугать: "Против пьянства на рабочих местах". Несколько моих студентов отправились в Париж, и во главе группы, как идейный вдохновитель – Артем Находкин. По возвращении в Новосибирск они покажут спектакль на площадках города в рамках "Интерры". Не знаю даже, как проект будет восприниматься, мне это самому интересно. По крайней мере, меня уверяли, что во Франции спектакль пользовался бешеной популярностью – заказы шли на год вперед! Может, потому, что жизнь всякого нормального француза начинается с бокала вина? Но у нас вообще-то страна непьющая. По крайней мере, не пьющая вино по утрам. Поэтому не знаю даже, как зрелище пойдет и какая на него будет реакция…
Закругляя беседу, режиссер поделился гастрольными впечатлениями, рассказал, как "Первый театр" выступал в Челябинске, в Екатеринбурге. А по поводу фестивально-гастрольных планов сказал следующее:
– У нас есть что показать, а это автоматически означает, что уже есть планы. Например, нам предложили оформить заявку на "Золотую маску". В конкурсе будет участвовать спектакль "Доходное место" – он и в самом деле, как мне кажется, получился интересным. Но мы совершенно спокойно относимся к конкурсам: просто занимаемся своим делом. На мой взгляд, ощущение радости жизни, радости творчества необходимо театру, потому что если мы будем много внимания обращать на те проблемы, которые у нас есть, все может разрушиться. Проблем у нас миллион, честно вам говорю! Наверное, как и у всех людей. Главное – решать их постепенно. Конечно, трудно работать без своего собственного помещения, но думаю, город все-таки пойдет нам навстречу. Не в плане того, что нам построят здание (хотя, конечно, я мечтаю об этом, как любой режиссер), но хотя бы не "попросят" из тех мест, где мы сейчас базируемся. Будем закрепляться!