«Первый театр» переосмыслил Новосибирск, представив три премьеры в декорациях «живого» города.
Новосибирский молодежный «Первый театр» завершил первую и пока единственную в своей биографии лабораторию сайт-специфик «#ВПУТЬ». За отданное на откуп художественному эксперименту время команда участников выпустила три перформанс-премьеры в «живых» декорациях города. Географически составив маршрут от центра города к его черте, «впутийцы» стартовали в знаменитом Доме с часами, освоили Расточку и завершили поход в аэропорту «Толмачево».
Сайт-специфик – необычный способ осмысления мест, особый жанр театра, который ставит главной своей задачей погружение в среду. Спектакль может быть разыгран только в определенном месте и нигде больше. Отсюда и название лаборатории.
#В_ДОМЕ
Зрители пластического перформанса «Дом с часами» встречаются под вывеской секс-шопа на Красном проспекте, 11 и уже спустя пять минут поднимаются на пятый этаж знаменитого дома, попадая в особое пространство галереи. С одной стороны окна во двор, с другой – окна, которые ведут прямо в кухни жилых помещений. Постановщики играют с зеркальностью: жильцы дома могут наблюдать за зрителями, зрители – за актерами внизу. Кто здесь отражение кого? Все ждут, что актеры выбегут прямо из деверей, однако перформанс начинается на парковке. Автор идеи Ника Пархомовская и хореограф Ольга Цветкова разрушают привычную театральную коробку: обычно актеры на сцене, где-то вверху, а зрители внизу, невидимы и молчаливы. «В доме» все по-другому. Наоборот. И каждый это «наоборот» понимает по-своему.
Дом трактуется как пространство, замкнутое на себя. Форма, конструкция, тело, имеющее свою память. Дом-коммуна – это коллективная немая память об истории, рассказать которую могут только стены, двери, окна. Даже не рассказать, а показать. Зрители смотрят вниз, актеры вверх. Глаза в глаза. Они прыгают, падают, встают, потом снова падают. Десять человек танцуют память конструкций. Язык тела – единственный доступный язык, которым можно рассказать историю пространства.
Персональная память человека и абстрактная память места сливаются. Актеры воплощают и сам дом, и в то же время радость, боль, любовь и ярость его жильцов. Многие движения цикличны. Их повторяет и рыжая девушка, и десятилетний мальчик, и парень в плавках, и герой на костылях. Все повторяется всеми. Проходит, а затем начинается заново. Каждый танцует свой круговорот жизни. Каждый уникален и обезличен одновременно. Каждый часть общего механизма и его отдельная деталь. Актеры танцуют бесконечно повторяющееся время.
#НА_РАЙОНЕ
Пятилитровая стеклянная банка – 40 рублей, леопардовая туника – 420 рублей, кетчуп «Персона» — 60 рублей. Вокруг – желто-красные манекены и курящие продавщицы. Двое только что похмелившихся мужчин нежно поддерживают друг друга под руки, проходя мимо витрин. Это уличный базарчик на улице Мира. Через него спешат зрители перформанса Катерины Андреевой на Расточке, двигаясь к первой локации на площади Сибиряков-Гвардейцев.
Лаборатория сайт-специфик на Расточке – попытка осмыслить процесс перехода из одной крайности в другую, шанс переосмыслить то, что многие годы не хочется осмыслять никому: ни правительству, ни жителям других районов города, ни даже местным. Зрителям предложены карты и маршрут-инсталляция, созданный постановщиками перформанса после предварительного знакомства с одним из самых непростых районов города.
Ограничений нет. Зрители вольны выстраивать свой путь так, как захотят сами. Однако есть одна необходимость: ровно через пятьдесят пять минут собраться у поющего фонтана. В заданное время люди с картами начинают стекаться в одно место. Возле не работающего фонтана играет оркестр. По периметру разбитой, некогда ярко-голубой чаши стоит шестьдесят одна пластиковая бутылка с водой. Ника Пархомовская, куратор лаборатории сайт-специфик, первая берет бутылку, открывает ее и начинает выплескивать воду прямо в мертвый фонтан. По цепной реакции к ней присоединяется и постановщик перформанса Катерина Андреева, и актеры, и зрители, и жители. «Пап, а когда он заработает? Почему еще нет воды?», — спрашивает маленькая девочка с яркими заколками. Ее папа молчит и улыбается. Он уже работает. Осмысляется. Переосмысляется.
#ПО_ДОРОГЕ
Перформанс Степана Пектеева, режиссера из Санкт-Петербурга, вновь начинается на Расточке. На лестнице ДК им. А. И. Ефремова зрителей встречают актеры. Они проводят тренинг ментального кино. Чем, спрашивается, ментальное кино отличается от документального? Собственно, ничем. Единственное различие, ты – это и есть камера. Глаза – объектив. Пленка – твоя память. Научиться снимать ментальное кино, утверждают артисты, проще, чем документальное, а наполнить такое кино смыслом – уже особое искусство – жизнетворчество.
На Расточке в день перформанса работают три портативные колонки. Пульсация битов наделяет ритмом все – и движения, и слова, и разговоры. Актеры читают рэп, в котором нет ничего общего с рэпом в общепринятом смысле, — они создают трек вселенной. Буквально — рассказывают историю Макса — сумасшедшего гения, который познал искусство ментального кино.
«Поймайте взглядом проезжающую машину, проводите ее взглядом. Переведите свою камеру на балкон. А теперь приближайте, зумируйте», — перформер вытягивает руку и указывает на объекты. Рука актера, который в этом пути не более чем проводник, — фокус для ментальной камеры зрителя. Зритель становится режиссером, оператором, актером собственного фильма.
Пришедших на последнюю часть лаборатории сайт-специфик разделяют на три группы. У каждой по три проводника и свой маршрут. В начале пути актеры рассказывают про себя. Про себя как про людей, втянутых со зрителем в одну авантюру. Рассказывают про свое детство. Про мечты. Про любовь к Италии. Про любовь вообще. Монолог заканчивается, когда группа еще не успела уехать из Расточки.
Подходит 43 автобус. Все двадцать человек с трудом вмещаются в него. Двигаться в автобусе практически невозможно. Народу так много, что можно не держаться за поручни. Участники лаборатории выходят на остановке напротив торгового центра «МЕГА». Разговор о том, какой идеальной ИКЕА казалась в детстве, перетекает в тему идеального общества. В это время подходит следующий автобус. Группа садится в него. Путь продолжается. Реальность вторгается в сайт-специфик в лице цокающей кондукторши: «Вы автобус откупили или что?»
Следующая остановка – ипподром. Начинается часть ментального кино «Про коня». Конь – это средство передвижения, живое существо, реализующее физический путь, а ипподром – лучшее место, чтобы это увидеть и осмыслить. Фокусировка. Приближение. Смена ракурса. Просмотр уже отснятых жизнью кадров на ленте личной памяти. Тишина. Осмысление. Продолжение пути.
Еще один автобус. На этот раз проводники обращаются к недавним кадрам зрительской памяти. К тому, что было показано на лаборатории. К тому, как это было, как это виделось, и как это увидели мы. Путь оказывается близким. Последняя остановка – аэропорт. В «Толмачево» ясно и тихо. Зрители направляются к самолету-памятнику Ил-86, в интерьерах которого подготовлена выставка-инсталляция. Участники лаборатории попадают в музей собственной памяти. На экранах внутри самолета показывают фото и видео прошедших дней лаборатории. Зрители видят себя. Видят актеров. Видят путь, который был пройден. Видят дистанцию между своим первым знакомством с сайт-специфик и последним актом лаборатории. То же самое видят и актеры, и организаторы, и фотографы, и видеографы, — все, кто был причастен к лаборатории сайт-специфик, видят пройденный путь. Путь к себе, что закончился, но все-таки начался.