В конце прошлого года в Новосибирске появился новый театр с несколько претенциозным названием – "Первый". Маленькая труппа, в состав которой вошли первые выпускники Новосибирского театрального института, крохотный зал на двадцать восемь мест, крохотный бюджет и желание говорить с ровесниками на одном языке – вот, собственно, и все, что досталось в распоряжение тамошнему главрежу Павлу Южакову. Однако этого с лихвой хватило на непростую дебютную постановку и далеко идущие планы.
Идейным вдохновителем и художественным руководителем "Первого театра" стал ректор НГТИ Сергей Афанасьев, что никакого удивления не вызвало: именно этого ожидали от Сергея Николаевича с тех пор, как он возглавил теперь уже бывшее театральное училище.
Впрочем, ускорить процесс создания нового театра помогли амбиции другого режиссера –Павла Южакова – выпускника новосибирской "театралки", московской "Щуки" и актера НГДТ п/рук. Сергея Афанасьева. Первые свои спектакли Южаков поставил в городском драматическом ("Свободное телевиденье", "Волки и овцы", "Ловелас"), но, как ни крути, то были опыты на чужой территории, к тому же ограниченные волей другого постановщика. "Первый театр" – это шаг напути создания конкурентной среды втеатральном искусстве, способ самовыражения молодых интересных художников, которые невсегда допускаются к режиссерскому станку в традиционных театрах", – прокомментировал Сергей Афанасьев.
Распределив руководящие посты и пригласив в труппу недавних выпускников НГТИ, организаторы "Первого театра" озаботились поиском сценической площадки. Возникла идея создать универсальную форму, близкую традиционному европейскому театру-шапито, дабы была возможность давать представления в любом месте города, вплоть до улиц и скверов. Для начала вместе с театром «МиМо» поэкспериментировали с уличными представлениями возле кинотеатра «Победа». Летние опыты оказались вполне успешны, но для реализации серьезных театральных планов все же потребовалась стационарная сцена. Выбор пал на закуток в "Кобре" (ДК им. Октябрьской революции), где когда-то шли первые спектакли НГДТ и даже сохранилась кирпичная кладка, ставшая впоследствии символом театра. Намоленную предшественниками площадку подготовили для театральных представлений: установили осветительное оборудование, смастерили места для зрителей в несколько рядов, разгородили пространство занавесом из крашеных кока-кольных бутылок. На входе примостили черное фортепиано с огромным круглым будильником, звонящим к началу спектакля.
Винтажно, уютно и необыкновенно камерно. "Чем теснее помещение, тем дружнее коллектив. Молодежи нужно, чтобы было темно и тесно", – отшутился главреж "Первого театра".
Для первой постановки в новом новосибирском театре Павел Южаков выбрал пьесу "Калека с острова Инишмаан" популярного ирландского драматурга Мартина Макдонаха.
"Наш "Первый театр" – такая же маленькая страна, как Ирландия у Макдонаха, – рассказал господин Южаков на своей первой пресс-конференции в новом статусе. – Мы увидели в этой пьесе тему родного города и отъезда. Мы создаем маленький и гордый театр и думаем о Москве, где хорошо платят и куда тянет вкусить райские яблочки. Но стоит ли уезжать оттуда, где любят? В общем, мы не упустили случая поиронизировать над самими собой".
За "Калекой" в планах театра значатся "Бременские музыканты", постановкой которых займется директор "Первого театра" Петр Владимиров: "Нашим городом незаслуженно забыта эта сказка. Мне кажется, это необыкновенно полетный материал, оптимистичный иромантичный. Мы предполагаем, чтоон понравится широкому кругу зрителей".
Затем в репертуаре театра появятся комедия Шекспира и еще три спектакля.
Помимо основной нагрузки на родной сцене, актеры новорожденного коллектива будут задействованы в спектаклях Сергея Афанасьева. "НГДТ и "Первый театр" будут одним творческим организмом, актеры одного театра будут принимать участие вспектаклях другого. Все это направлено надостижение оптимального использования творческого ресурса. История знает такие примеры: Московский художественный театр и "Табакерка", – пояснил создатель НГДТ.
Сейчас в "Первом театре" работают 15 человек, как говорит Павел Южаков, "почти на энтузиазме" – то есть за заработную плату в пределах пяти тысяч рублей в месяц. Бюджет первого спектакля составил также пять тысяч рублей, что по новосибирским театральным меркам почти нереально. Билеты на спектакли раскупаются, как пирожки, хотя не так уж и дешевы – по 300 рублей. Существовать на такой мизерный доход невозможно даже самому миниатюрному театру, поэтому уже в 2009 году сотрудники "Первого театра" планируют получить государственную аккредитацию. По словам руководителей театра, сейчас идет подготовка документов о статусе автономного учреждения культуры. То есть, вскоре театр будет работать на госзаказ и получать зарплату из бюджета.
Первый спектакль нового новосибирского театра, в отличие от пресловутого блина в пословице, не вышел комом, однако дал понять и зрителям, и актерам, и режиссеру, что работать этому коллективу есть над чем. "Мы завоюем новосибирскую публику. Этот театр самый молодой, потому что у нас задействованы самые талантливые актеры Новосибирска. Мы не скованы рамками, присущими остальным театрам, и ставим перед собой исключительно творческие задачи. Мы работаем на развитие таланта. В больших театрах прежде чем получить хорошую роль, молодой актер вынужден несколько лет играть «кушать подано». А здесь у ребят есть возможность сразу взяться за серьезные роли, что раза в три увеличивает скорость познания актерской профессии", – уверил журналистов начинающий главреж "Первого".