"Песни о Родине". По мотивам произведений В. Пелевина, М. Кучерской, Д. Глуховского.
НАМТ "Глобус" при партнерстве театральной компании "Гамма".
Режиссеры Алексей Крикливый, Дмитрий Егоров и Павел Южаков, художник Евгений Лемешонок.
Когда мундир не нужен будет
Ни кобура, ни револьвер
И станут братия все люди
И каждый – Милиционер.
((Дмитрий Александрович Пригов)
В Новосибирске 5-6 февраля состоялась премьера "Песен о Родине" – спектакль сделали три режиссера и, как сообщают СМИ, "ни разу не поссорились". Спектакль состоит из трех авторских "театральных вариаций на тему прозы". Прозу осваивали Павел Южаков, Дмитрий Егоров и Алексей Крикливый (в порядке предъявления), соавтором режиссеров стал художник Евгений Лемешонок. Павел Южаков выбрал рассказ Д. Глуховского "Благое дело" – по жанру близкий к анекдоту, написанный хорошей прозой; Дмитрий Егоров работал с новыми патериками Майи Кучерской, а Алексей Крикливый взялся за "Хрустальный мир" В. Пелевина. Спектакль, безусловно, состоялся как целое: печальный анекдот Глуховского подхватывает мягкая пародийно-притчевая интонация Майи Кучерской, и все это разрешается в трагически высокой точке пелевинского взгляда на историю. Особая благодарность Дмитрию Егорову, за то, что он вывел на театральную орбиту Майю Кучерскую с ее ясным оптимистичным взглядом на мир, с ее подлинным православием, не отменяющим ни свободы, ни юмора, в том числе в вопросах веры и религии. Третья часть особенно порадует поклонников Пелевина, к коим я не отношусь. Мне кажется, что Ленин, прорывающийся в Смольный через караул юнкеров-на-кокаине, остался в 1990-х. Пошутить смешнее покойного Сергея Курехина про Ленина и его грибницу, увы, невозможно. А если это не ирония, тогда что? Тем не менее, творческие работы артистов "Глобуса" были прекрасны. Многим запомнятся юный, доверчивый и чистый персонаж Никиты Зайцева и герой Никиты Сарычева – наглядная, под два метра, иллюстрация к теории о возможных последствиях юношеской "метафизической интоксикации". Сарычева мы и до этого знали, любили и многого от него ждали, а вот Зайцев для новосибирской публики – открытие. Он мог бы претендовать на "Парадиз" в номинации "надежда сцены", да жаль, "Парадиз" отменили.
Сцена из спектакля.
Фото — Фрол Подлесный.
Прекрасную работу сделал Павел Южаков, дав возможность Егору Овечкину сыграть сказочно-честного милиционера, в котором откликаются и Башмачкин, и Подсекальников, и солдат Иван Чонкин. Несправедливость, беспросветный ужас воровства и произвола – главная тема, волнующая Южакова. Мне довелось с энтузиазмом писать о его "Доходном месте" несколько лет назад в "ПТЖ", так вот "Благое дело", конечно, развивает тему. "Милицанер" Овечкина – Южакова напоминает об интонациях лубочной милиционерской эпопеи Дмитрия Александровича Пригова, о его оптимистической утопии, где "каждый – Милиционер". В спектакле заняты и другие артисты "Первого театра", они участвуют в коллективном рассказе о неподкупном милиционере со всей театральной изобретательностью и студийным молодежным азартом. Художник Евгений Лемешонок придумал множество чудесных превращений предметов, которые помогают артистам сделать из коллективного рассказа настоящий театр. Чего стоит жестяное ведро с гвоздями вместо пожилого автомобиля "девятка". Деревянная площадка на возвышении со ступеньками, на которой во второй части живет неправославная белочка, в "Хрустальном мире" зловещим образом превращается в вышку конвоя.
Объединяющий актеров в пространстве сцены образ – это расчерченная нотными знаками сцена. Перед началом спектакля актеры выходят на сцену, становятся перед пюпитрами и пытаются начать свою песню о родине. Они берут какой-то звук в унисон, но песня все не выпевается. Один из актеров даже выводит звукоряд, с которого начинается песня "С чего начинается Родина", но песня так и не может начаться. Любовь к родине как неспетая песня – больно стучащий в голове вопрос и образ. Мотив все никак не может оформиться, наполниться голосами, зазвучать хоть в хоре, хоть в ансамбле, или хотя бы – соло. Тем не менее, зрителям удалось услышать голос режиссеров одного поколения, объединенный чувством гражданской ответственности и переживанием за судьбу страны.
Этот спектакль появился не только благодаря содружеству режиссеров, продюсера Анастасии Журавлевой и художника, но и благодаря усилиям частной организации – театральной компании "Гамма". Новосибирский "Глобус" предоставил сцену для проката, внес свой вклад и Томский ТЮЗ – участием актеров, доброй волей директора театра. "Гамма" объединяла все эти усилия, вела переговоры с писателями, обеспечивала информационную поддержку. На спектакль были потрачены только частные деньги, ни одно животное не пострадало. Но!
Судьба "Песен о Родине" может сложиться по-разному. Все зависит от активности православных активистов, требующих немедленного введения цензуры, и от позиции губернатора области, к которому недавно поступило обращение патриархии с требованием уволить министра культуры Василия Кузина за отказ запрещать спектакли по требованию общественников. Депутатские слушания по этому вопросу будут назначены в ближайшее время, дату пока не сообщают. Постараюсь там быть.