Автор: Ирина Тимофеева
Издание: Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
Оригинал: Ссылка на оригинал
Говорят, что задача о “квадратуре круга”, или о построении квадрата, равновеликого кругу по площади, считалась одной из самых трудноразрешимых в древности. Подобную задачу легко решили создатели спектакля “Квадратура круга” в “Первом театре”.
Пьеса Валентина Катаева переносит нас в XX годы прошлого века. Донельзя аскетичная холостяцкая комната в коммуналке. Невидимый велосипед в полутемном коридоре, о который, тем менее, очень слышимо и по-хармсовски запинаются все герои, в порядке очереди появления на сцену. Валенки прямо поверх стиляжьих туфелек. Примус как восьмое чудо света. Трогательные монологи главных героев, рефлексирующих на тему любви: “Сходство характеров? Есть. Рабочий контакт? Есть. Общая политическая установка? Есть. Вместе с тем такая страшная неувязка…” Все это вкупе с первого взгляда на сцену поднимает волну ностальгической нежности к эпохе, которая за давностью лет была мифологизирована. Миф под названьем “Квадратура круга” только по кайме прошит суровой ниткой. В полушутливых фразах вроде этой: “Только вчера утром слопали четыреста граммов вареной колбасы, и уже опять хочется. Прямо-таки необъяснимый факт…” – слезы времени только на донышке. А на поверхности – комедия в абсолюте, смешная, молодая, очень весенняя по настроению, в постановке Павла Южакова.
Считается, что главным мотивом творчества Валентина Катаева являются вариации на тему “жизнь прекрасна”. Исходя из этого, одни упрекали автора в отсутствии глубины: “Дальше поверхностных, внешних наблюдений юмор его не простирается”. А вот Станиславский (он первым из режиссеров поставил “Квадратуру круга” во МХАТе) давал другую оценку: пусть Катаев и не стремится вздыбить мир, но зато он несет людям радость, которой не так уж много в жизни, от этого его творчество не менее почетно.
Очень похожа ситуация с постановкой пьесы в “Первом театре”, когда еще до премьеры кто-то для себя сделал вывод, что “открытий не ожидается”. А как же тогда быть с яркими свежими красками, которыми по схематичным контурам, прописанным в пьесе, раскрасили персонажей режиссер и молодые актеры? Разве не открытие – образы Егора Овечкина, Артема Находкина, Юлии Дивак, Елены Вахрамеевой, Виталия Гудкова? Эти и другие тщательно выписанные герои по-своему комичны, но при этом честны в своих отношениях. Они держат напряжение за узду, не дают ослабеть вниманию на протяжении всего спектакля.
Что касается истории, которую рассказывают вам молодые актеры, возможно, по меркам нынешнего дня она “без претензий”. Но и она даст вам тысячу поводов улучшить себе настроение и при этом задуматься. Например, о том, этично ли быть счастливым, отнимая счастье у друга.