Бывает, что одновременно разные люди, независимо друг от друга, изобретают одну и ту же вещь. Это объясняет теорию единого информационного поля. Похожее поле "накрыло" этой осенью и Новосибирск. Сразу четыре драматургических и режиссерских лаборатории начали (и еще продолжают) свою работу. Каждая имеет свою специфику и аудиторию, но вместе с тем все четыре – это единодушные попытки разнообразить местную театральную жизнь.
Интересно, что проекты осваивают разные пространства. Кинотеатр "Победа", Дом актера, Центр современного искусства, театральный клуб "Пуля", театр "Глобус" (где один из эскизов спектакля показывали, например, в бутафорском цехе) – здесь проходили и проходят те или иные лабораторные этапы. Причем не всегда работа завершается постановкой на театральной сцене. Это даже моветон. Поставить спектакль "на двух стульях", в совершенно неприспособленном для этого действа помещении – вот новая классика.
Спектакли на "Кухне"
Лаборатория современной драматургии "Кухня", которую "Первый театр" организовал вместе с режиссером Дмитрием Егоровым (Санкт-Петербург), – явление уникальное не только для Новосибирска. Процесс, во время которого спектакль вырастает из открытых для широкой публики читок и эскизной постановки, – довольно редкий для всей России. Не в последнюю очередь потому, что слишком ресурсозатратный. Он отнимает много времени и сил как у постановочной группы, так и у зрителей, наблюдающих за процессом в течение нескольких месяцев.
В "Кухне" участвуют пьесы "Прекрасное Далеко" Данилы Привалова, "Убийца" Александра Молчанова и "Июль" Ивана Вырыпаева. Первые две обещали поставить в "Первом театре" молодые режиссеры Егор Овечкин и Артем Находкин. Тексты выбраны, как признаются заварившие "Кухню", по принципу их уже свершившейся популярности и успешности. Все три пьесы были поставлены в разных российских театрах, снискали благосклонность театральной публики и в целом, как не раз отметили на "Кухне", они – "умеренно континентальные". Даже вырыпаевский "Июль", и тот в первую очередь славен своей мрачной лиричностью и уж потом – количеством смертей на квадратный сантиметр текста.
Дмитрий Егоров режиссёр и организатор "Кухни"
– Когда я попал в новосибирский театральный институт на итоговое заседание конференции по современной драматургии, то очень взбесился, потому что про современную драму собравшиеся говорили как про что-то сплошь жуткое, радикальное и отпугивающее. Мне же очень хотелось показать, что современная пьеса бывает разной. Это не обязательно что-то страшное и с матюгами. В свое время вас просто испугали понятием «новая драма». Над созданием этого стереотипа хорошо поработали. Когда сформировался московский фестиваль "Новая драма", его надо было как-то продвигать, нужен был громкий бренд, и поэтому было выгодно шокировать. По-моему, это сыграло не очень хорошую роль, по крайней мере, по стране. "В свое время вас просто испугали понятием "новая драма". Над созданием этого стереотипа хорошо поработали."
К нам в Питер как-то приезжал фестиваль "Новая драма", там трансвестит танцевал с монологом Нины Заречной… Все сразу поняли, что "Новая драма" – это чернуха и фигня. Сейчас фестиваль закрылся, кстати. Постепенно все приходят к пониманию того, что надо договариваться с тем театром и с теми людьми, которые имеются. Иначе получается очень небольшая производительность, незначительный процент спектаклей, которые выпускаются по современным пьесам. Пьесы, которые участвуют в "Кухне", очень разные. "Прекрасное далеко" – добрая, совершенно бесконфликтная. "Убийца" чуть поконфликтнее, пожестче. И, наконец, "Июль" – совсем радикальный по отношению к ним текст. У меня была очень простая цель – показать диапазон, который существует в современной драматургии.
В некоторой негласной оппозиции по отношению к остальным новосибирским театральным лабораториям стоят проекты Dram-Sib и "Открытая сцена Сибири".
"Драм-Сиб", который представляет собой читки современных сибирских пьес, начался в апреле 2011-го с пьесы "Монстрация есть чо", написанной новосибирскими авторами. Продолжился на "Интерре-2011" драматургической лабораторией под руководством московских экспертов Михаила Дурненкова и Анны Банасюкевич. И сейчас проходит очередной сезон постановочных читок. Вниманием широкой общественности этот процесс не был особенно отмечен, но в связи с возросшей популярностью театральных лабораторий в Новосибирске он все-таки вышел из тени. "Проект собирает небольшую аудиторию, потому что как-то не сложилось у нас пока драматургической тусовки. Вот поэтическая есть, а такой еще нет."
Авторы из Сибирского федерального округа представляют свои пьесы каждую вторую субботу в Сибирском центре современного искусства. После читок проходит обсуждение, во время которого участники силятся понять, соответствует ли современная пьеса зрительским запросам и нужна ли она сегодняшнему театру.
Юлия Чурилова организатор проекта
– Dram-Sib прежде всего ориентирован на новосибирских драматургов. Гуру-драматурга у нас нет, поэтому лаборатория сложилась стихийно. Редко к нам попадают профессиональные артисты и режиссер, готовый потратить пару дней на читку. Поэтому читает обычно автор, который может организовать процесс постановки своими силами или с привлечением профессионалов. Для организаторов – Дмитрия Рябова и меня – важно, чтобы авторы писали и развивались, предвкушая светлую цель – постановку на профессиональной сцене. Для развития важен диалог друг с другом, с режиссерами и, конечно, зрителем. Проект собирает небольшую аудиторию, потому что как-то не сложилось у нас пока драматургической тусовки. Вот поэтическая есть, а такой еще нет.
В декабре и январе планируется еще по одной встрече Dram-Sib, но будущее проекта пока туманно. Тем не менее, не исключена возможность, что в следующем году читки превратятся в фестиваль "Драмсибирский экспресс". Еще один новосибирский проект-конкурс "Открытая сцена Сибири", рассчитанный на постановки современных пьес молодыми новосибирскими режиссерами, продолжится в новом году с чуть большей вероятностью. В этом году победителями "Открытой сцены" стали Михаил Медведев с пьесой новосибирских драматургов Дмитрия Рябова и Юрия Чепурнова "Продавщицы весны", Сергей Чехов с собственной пьесой Picasso blues и Анна Полякова с пьесой Евгения Гришковца "Зима".
В рамках IX Международного Рождественского фестиваля искусств в театре "Глобус" прошла лаборатория молодой режиссуры "Глобус. Место действия".
Обстоятельства действия совпадают с остальными подобными проектами. Необходимость открывать новые имена, заниматься современной драматургией и делать все это быстро, ярко и публично – то общее, что подводит новосибирские проекты под один знаменатель.
В качестве постановочного материала в "Глобусе" взяли тексты для детской и взрослой аудитории, написанные авторами из Сибири, Урала, Белоруссии и Москвы. Глобусовской лабораторией руководят театровед Олег Лоевский (Екатеринбург), который неоднократно организовывал подобные мероприятия в разных городах, режиссер Марат Гацалов (Москва) и главреж театра "Глобус" Алексей Крикливый. В результате на суд публики вынесли четыре эскиза спектаклей: "Сыроежки / кораблекрушение" Ксении Драгунской, "Птица Феникс возвращается домой" Ярославы Пулинович, "Любовь людей" Дмитрия Богославского и "Кафе "Шарур" Анны Батуриной.
Оксана Ефременко, преподователь курса "Тенденции в драматургии и театре рубежа XX-XXI вв." Новосибирского государственного театрального института:
– Сегодня отечественный репертуарный театр не всегда может позволить себе художественные эксперименты с новым типом героя и сюжета. Чаще всего он занимается производством нехитрых буржуазных спектаклей или амбициозных проектов, имеющих кассовый успех. Наш академический театр "Красный факел" в их числе. А в работе с новой пьесой нет проторенных путей, это всегда поиск альтернативности! Для нее нужны особые творческие условия. И вот здесь можно отметить, что Новосибирск эти силы вновь накопил.
Театр, существующий на государственные дотации, должен предлагать различные формы, а не ограничиваться только лишь коммерческими интересами.
Что касается проекта "Глобуса", то ему, как театру, рассчитанному на молодежную аудиторию, просто необходим диалог с современной драматургией. Удивляюсь, что такая лаборатория не возникла раньше, хотя главный режиссер театра Алексей Крикливый делает очень интересные спектакли по современным произведениям. В любом случае театр, существующий на государственные дотации, должен предлагать различные формы, а не ограничиваться только лишь коммерческими интересами.
Первые театральные лаборатории в Новосибирске привлекли довольно скромную аудиторию. Но благодаря интерактивности процесса – обсуждению эскизов и спектаклей, возможности зрителей повлиять на постановку, – количество заинтересованных обязательно будет расти. Ведь театр должен не просто быть местом для культурного времяпрепровождения, но и развивать в зрителях интерес к актуальному искусству, предлагать альтернативные точки зрения на современного человека.