В "Первом театре" поставили знаменитых "Бременских музыкантов" Энтина – Гладкова
Декор спектакля (художник-постановщик Николай Чернышев) феноменально незатейлив – пара занавесов, одна телега и вырезанная из фанеры переносная бутафория – солнце, деревья, оружие, посуда, музыкальные инструменты
Актеры "Первого театра" представили свою версию похождений легендарного зооквартета под управлением выгодно подженившегося Трубадура. Несмотря на запредельно мобильные декорации, музыкальная сказка "Бременские музыканты" по мотивам культового советского мультфильма вышла не только забавной, но и весьма зрелищной, обнаружив стопроцентную преемственность истории сорокалетней давности и бережно сохранив самое лакомое – клеши, рок-н-ролльный драйв и нечеловечески популярное "Yeah!.. Yeah-yeah!.. Yeah-yeah!!!"
Идея поставить силами "Первого" знаменитых "Бременских музыкантов" в жанре, который не дает скучать, была озвучена чуть больше года назад – накануне открытия нового театра. "Мне кажется, наш город незаслуженно обделен, – сетовал директор "Первого театра" Петр Владимиров, выступивший режиссером-постановщиком музыкального спектакля. – На театральной площадке Новосибирска отсутствуют "Бременские музыканты". Это необыкновенно полетный, очень оптимистичный и романтичный материал, и мне кажется, что он очень точно будет попадать в цель. А именно: в юные сердца наших зрителей. Мы предполагаем, что эта сказка будет предназначена для очень широкого возрастного диапазона – и для младших школьников, и для среднего звена, и для старшеклассников, но я уверен также, что эта сказка будет очень нравиться и родителям. Тем более, если учитывать, что большинство нынешних молодых родителей выросли на этой сказке".
Однако вскоре дельная идея чуть было не разбилась о театральный быт. Выяснилось, что для полноценной реализации замысла новоиспеченному коллективу не хватает всего ничего –соответствующего размера площадки (очевидно, на крохотной сцене "Первого театра" требующие свободы "Бременские музыканты" смотрелись бы не менее жалко, нежели, скажем, Бритни Спирс со своей дэнс-поддержкой на квартирнике в коммуналке), масштабных декораций и оборудования. Были еще вопросы по музыкальной составляющей, но Петр Владимиров – удивительный специалист: он обладает редким даром выпускать спектакли раньше намеченных сроков и знает, как одной ловкостью рук выдать начинающего новосибирского артиста за Муслима Магомаева. Не режиссер, а престидижитатор какой-то!
Материал у первотеатровских "Бременских музыкантов" действительно замечательный. В основе спектакля лежит отнюдь не малопритязательный прозаический текст об удачливом поющем зоопарке братьев Гримм, а легенда советской мультипликации – два рисованных мультфильма режиссера Инессы Ковалевской на музыку Геннадия Гладкова и стихи Юрия Энтина – "Бременские музыканты" (1969) и "По следам бременских музыкантов" (1973). Кстати, нетрудно посчитать, что в этом году первому мульту исполняется ровно сорок лет, и такая проюбилейная постановка "Первого театра" приходится как нельзя кстати.
Музыкальная сказка "Бременские музыканты" в интерпретации "Первого театра" выглядит, с одной стороны, как мюзикл эконом-класса, безусловно, рассчитанный на семейный просмотр, с другой – как остроумное сценическое хулиганство. При бюджете и возможностях самого молодого театрального коллектива – это ход конем. Декор спектакля (художник-постановщик Николай Чернышев) феноменально незатейлив – пара занавесов, одна телега и вырезанная из фанеры переносная бутафория – солнце, деревья, оружие, посуда, музыкальные инструменты. Играйся "Бременские" при таком раскладе на какой-нибудь пафосной площадке типа "глобусовской" – сложно было бы себе представить более жалкое зрелище. А в рамках аскетичного пространства театрального клуба "Пуля", ориентированного прежде всего на студенческие постановки, спектакль воспринимается "на ура".
Отстранение от текста, ироничное обыгрывание мультипликационных образов, введение своих правил, разговор на современном театральном языке и скидка на вкусы новейшего времени спасают "Бременских музыкантов" "Первого театра", отменяют множество возникающих на первых порах претензий, нивелируют недостатки, оттеняют блеклые образы (не слишком удались, к примеру, разбойники и придворные дамы) и скрашивают проколы иных сцен. Когда о серьезных вещах (а здесь, между прочим, дружба и любовь) говорится вовсе не всерьез, когда сами актеры смеются над актерскими штампами и стереотипами, когда банальность доводится до абсурда, рождается любопытное зрелище. Динамичное, захватывающее и при этом не оскорбляющее ностальгических чувств многочисленных поклонников советского мультфильма. Трубадур (Виталий Гудков) такой же втиснутый в узкие брюки миляга-блондин, зверье (А. Находкин, Е. Вахрамеева, Д. Зырянова, А. Форостинский) красуется в модном клеше, Прекрасная Принцесса (Ирина Носова) опять не дорожит деревянной короной, Глупый король (Егор Овечкин) теребит на плечах запятые от горностая, а Гениальный сыщик (Артем Находкин) умиляет своим прогрессирующим идиотизмом. В общем, все на своих местах. И хотя спектакль "Первого театра" заведомо уступает оригинальной музыкальной фантазии на тему "Бременских музыкантов", выпущенной на грампластинках 28-миллионным тиражом и названной в сердцах завистниками «марихуаной для детей», успех в отдельно взятом городе ему обеспечен.