Автор: Ася Малютина
Издание: Телемир
«Я очень сильно люблю «Первый театр», как-то ненормально люблю его, даже страшно становится», — признается актриса вышеупомянутого театра Ирина Носова. О своей любви и о том, как она к ней пришла, она рассказала Асе МАЛЮТИНОЙ.
Здесь мне нравится абсолютно всё
— Если меня позовут в столицу в кино сниматься или в театре играть, то поеду, пожалуй, но только на время. А бросить все и уехать навсегда так, как уезжают мои знакомые, я не готова. Здесь, в театре, мне нравится абсолютно все: спектакли, команда, режиссер, — говорит Ирина Носова. А спроси Ирину еще лет десять назад, где бы она хотела работать, она бы уверенно сказала, что в «Красном факеле». Об этом театре ей, девчонке из городка Северска Томской области, рассказывали преподаватели театрального кружка, который посещала Ирина. Уже потом, учась на первом курсе театрального училища, она поняла, что ей по душе несколько иное: маленький камерный театр, театр-семья, такой, как театр Афанасьева. Но это было потом, а в школьное время главной мечтой было поступить в театральное училище, буквально, через дорогу от которого был тот самый театр «Красный факел». Идея эта возникла внезапно и была даже не Ириной — попробовать получить профессиональное актерское образование ей подкинул руководитель театрального кружка, — но прочно засела ей в голову. «А почему бы и нет? — подумала девушка. — Ведь из всех увлечений — танцы, пение, театральная студия — больше всего привлекает именно последнее. Нравится делать декорации до двух ночи, готовить костюмы, ставить спектакли и пропадать в студии целыми днями!» Мысль показалась настолько верной, что Ирина даже не стала страховаться и подавать документы в другие университеты, а сразу решила ехать в Новосибирск и поступать в театральное училище. Тем более что и родители были не против — маму куда больше волновал не выбор профессии, а то, что любимая доченька уедет так далеко от родного города… В общем, заручившись поддержкой близких и друзей, Ирина с подругой отправились покорять Новосибирское театральное училище.
— Поступать, конечно, было сложно и волнующе, — вспоминает Ирина Носова. — Помню, после третьего тура дожидалась списков — их вывешивали на двери. И самым страшным было — подходить и искать в них свою фамилию. В общем, я себя в списках не нашла и ушла домой. Ко мне приехали друзья из Северска и помогли избавиться от грустных мыслей. И я не стала расстраиваться. К тому же моя подружка слетела со второго тура, так что мы решили дружно вернуться домой и попробовать что-то другое. В общем, мы гуляли всю ночь, а потом пошли в училище забирать мои документы. Стучусь в дверь — она закрыта. Я разворачиваюсь, чтобы уйти, вдруг оглядываюсь и вижу еще один маленький дополнительный список, который повесили рядом с основным.
Я смотрю на него и вижу свою фамилию, а рядом фамилии тех, кто потом стал моими друзьями — Артем Находкин, Егор Овечкин, Ваня Басюра и Света Марченко. Первое мгновение я глазам своим не поверила, а потом мы с друзьями так радовались, устроили такой шум и гам, что даже дверь эта запертая открылась и мне сказали, мол, иди к сочинению готовься, чего ты тут шумишь. И я пошла готовиться…
Играть для детей — счастье
В итоге Ирина, конечно, поступила. И даже проучилась до самого конца, не смотря на то что немало мечтающих об актерстве студентов отсеиваются еще в процессе обучения, не выдерживая огромных нагрузок, высоких требований преподавателей и понимания того, что будущая профессия по большей части не обещает хорошего дохода. Ирину ничего из этого не останавливало — учиться нравилось, тем более что вскоре однокурсники стали настоящими друзьями, преподаватели — вторыми родителями, а будущая работа — конкретным проектом.
— Я была на четвертом курсе, когда узнала, что создается новый театр, «Первый театр», во главе которого встанет Павел Южаков. И я не раздумывая попросилась туда, — говорит Ира. — В тот момент здесь не было никаких кастингов, проб — брали всех, готовых пойти на эту авантюру. А это ведь и вправду была авантюра: нас сразу предупредили о неких неудобствах в плане помещения, зарплаты и репертуара, объяснили, что мы все начинаем с самого начала, с нуля. Все было на голом энтузиазме, желании сделать что-то новое, свое. Поэтому у нас даже не возникало вопросов и конфликтов по этому поводу — мы знали, на что идем, и шли с удовольствием.
Лично я пошла на это во многом потому, что здесь была моя любимая команда, все мои друзья. И никаких особых раздумий у меня не было. Для меня главное в театре — это команда. Когда есть команда, когда есть друзья, когда есть прекрасный режиссер, который тебе тоже друг, что может быть лучше?
Однако дружба дружбой, но все же театр должен приносить удовольствие не только самим актерам, но и зрителям. Первое время «Первый театр» радовал их лишь одним спектаклем: «Калеку с острова Инишмаан» актеры играли весь первый месяц едва ли не каждый день. А вскоре поставили второй — «Квадратуру круга». Оба они полюбились зрителям и доказали — новый театр очень быстро завоевывает аудиторию, он явно будет жить и займет свою нишу в театральной жизни города. Пора было расширять репертуар. И актеры «Первого театра» это успешно сделали: на данный момент в их репертуаре четырнадцать спектаклей, включая детские сказки. Почти во всех из них Ирина — в главных ролях.
— Честно говоря, у меня очень хорошие роли, характерные, чему я очень рада, — признается Ирина Носова. — И все они разные: есть спокойные, глубокие, как, к примеру, в спектакле «Прекрасное далеко». Есть экспрессивные, как в «Молодильных яблоках», где я играю Бабу Ягу. И мне нравятся, что они разные, так же, как я люблю разные жанры. Иногда после комедии, которую играешь все время на подъеме, хочется спокойствия, чего-нибудь драматического как то же вышеупомянутое «Прекрасное далеко».
Обожаю играть для детей — это такое счастье! Они такие наивные существа, что невозможно их обмануть, невозможно сделать для них плохо, невозможно не хотеть сыграть сказку, потому что ты видишь глаза детей. А когда понимаешь, что ради твоей игры они еще и по морозу шли — в 40 градусов у нас были полные залы, — то невозможно не стараться для них, ведь их любовь дорогого стоит.
Для театра важен свой дом
А чтобы создать эту сказку, феерию эмоций для тех, кто пришел на спектакль, артистам приходится немало потрудиться, выложиться на сцене и физически, и эмоциональною. Хотя зачастую у нас, обычных зрителей, складывается впечатление, что работа актера проста и незамысловата: вышел этак вечерком на сцену, сыграл спектакль и пошел себе домой до следующего вечера отдыхать. На самом деле за двухчасовым спектаклем стоит огромный ежедневный труд.
— Невозможно к этому относиться как к хобби, это настоящий труд: когда мы ставим спектакль, то репетируем до 2-3 ночи, — рассказывает Ирина Носова. — Ты пришел на работу к 11 утра, до 17 часов идет репетиция, а потом еще вечерний спектакль. И так в течение всей недели, ведь даже в выходные мы играем спектакли.
А у нас же есть дела и помимо театра. И хотя у нас в понедельник выходной, зачастую мы работаем в этот день на других проектах. К примеру, выступаем в музыкальном кафе театра «Красный факел», в кабаре-кафе «Бродячая собака» — проводим там различные «капустники». Есть у нас еще шоу «Первый» в мажоре» — это музыкальная программа, которую мы проводим в музыкальном кафе театра «Красный факел». В рамках этой программы я, Лена Вахрамеева, Олеся Иванова и Виталий Гудков поем зарубежные и российские хиты.
Так что бывает, что после репетиций и спектакля мы едем еще на одну работу, где вкалываем до 3-4 ночи. Свободного времени ни на что не остается — ни на какие увлечения. Пыталась ходить на йогу, на танцы, но катастрофически не хватает времени. К тому же мы здесь так выматываемся, что уже не нужны никакие дополнительные тренировки, ведь зачастую в спектаклях мы и поем и танцуем.
Сейчас Ирину можно увидеть почти во всех постановках «Первого театра»: «Квадратура круга», «Молодильные яблоки», «Доходное место», «Бременские музыканты», «Комедия ошибок», «Прекрасное далеко» и др. Готовит труппа театра и новые спектакли, причем мнение актеров при выборе постановки здесь играет не меньшую роль, чем мнение режиссера.
— Совсем недавно мы выбирали новую пьесу. И в этом процессе участвовали все, — рассказывает Ирина. — К примеру, наш режиссер Павел Южаков принес пьесу, мы ее прочли, безумно хохотали и решили, что она классная, и надо ее ставить. Потом он говорит: если есть другие предложения — давайте. Я предложила «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло. Она тоже смешная, но несколько в ином ключе. Прочитали, обсудили — да, будем рассматривать. На следующий день мы читали «Замарашку» Януша Гловацкого, завтра будем еще что-то читать. И когда все желающие выскажут свои предложения, мы выберем то, что будем ставить.
Конечно, бывает и так, что режиссер сам выбирает, что будет нашей следующей премьерой. Но даже в этом случае он всегда выслушивает наши пожелания, комментарии, предложения. И мне это очень важно — я не смогла бы работать с режиссером-диктатором. Диктатуры я не приемлю: у меня в театральном училище были опыты, когда был жесткий режиссер, и тогда я поняла, что так не могу. Не могу работать в конфликте, когда могут обидеть, крикнуть, сказать что-то неприятное. Конечно, актер умеет закрываться от негатива, но от негатива со стороны зрителей и критики — плохого не должно быть в коллективе. Когда ты с режиссером на «ты», когда вы дружны, то ты настолько свободен, внутренне открыт, что все получается на пять. И наш Паша Южаков как раз такой режиссер.
Поклонники «Первого театра» — а их немало, причем это люди абсолютно разные по возрастному и социальному статусу — с нетерпением будут ждать, чем же новеньким их вскоре порадуют любимые актеры и режиссер. А сами артисты ждут для своего театра другого — своего здания, ведь сейчас им приходится играть свои спектакли на самых разных площадках. «Первый театр» «приютили» здания ДК «Строитель», «Дом актера», ТК «Пуля», НГДТ под руководством Сергея Афанасьева.
— Сейчас все мои «профессиональные» мечты — это мечты о том, чтобы у театра было свое здание, — говорит Ирина Носова. — Мы все очень верим, что это сбудется, очень на это надеемся. И если будет здание, то будут и репетиции, и рабочий процесс, и все остальное, ведь как для человека важен свой дом, так он важен и для театра.