27 марта в День театра MOPS размышляет о том, насколько театр близок к жизни и как ему удается исследовать такие понятия, как деньги, власть и любовь.
В наше время главное – вовсе не то, что ты представляешь из себя на самом деле.Главное – умение себя подать. Овладейте искусством самопиара – и получите все, что захотите. Если внутренние установки совпадут с грамотным позиционированием, то будет проще. А если ради успеха придется поступиться нравственными принципами – будет сложнее. Но поступиться придется. Иначе выпадете из обоймы.
Два новосибирских театра, не сговариваясь, в преддверии весны и Международного дня театра поставили спектакли об одном и том же, хотя по-разному. Худрук "Первого театра" Павел Южаков воплотил пьесу Григория Горина "…Забыть Герострата!". Приглашенный в "Старый дом" режиссер Александр Кузин выпустил премьеру по знаменитой володинской "Дульсинее Тобосской". Главные герои в этих постановках – иностранцы, которые, как известно, обгоняют русских по части изобретательства. Грек и испанка объяснили нам механизм выстраивания жизни. Герострат хотел славы, а Дульсинея жаждала любви. И тот, и другая жили блекло и никчемно, пока не случились определенные события, которые они сумели использовать в своих целях. Время действия и там, и там – давнее прошлое, но аллюзии на день сегодняшний прочитываются сразу.
Трудно представить, что мелкий торговец Герострат Егора Овечкина не так давно считался неудачником. Но его пронзительный монолог о рыжем петухе, натренированном для петушиного боя и проигравшем его, все объясняет. Герострат пожалел соперника, поверил мошеннику, посочувствовал слабому. Хватит это терпеть! – воскликнул бы известный политический деятель, а Герострат чем хуже? Нельзя позволять себе слабость – мир требует иного способа коммуникации. Разработав определенную стратегию и тактику, Герострат родился во второй раз. Еще вчера он был просто преступником, брошенным в тюрьму за поджог храма, а сегодня – уже звезда, о которой заговорил весь город. Теперь он – личность, которая владеет ситуацией и диктует народу свою волю. Он – кумир толпы, с кем вынужден считаться даже повелитель Эфеса (Олег Майборода). Его законная супруга Клементина (Дарья Зырянова) отдается Герострату на тюремных нарах, благодаря чему тоже войдет в историю. Муж пылко и трепетно любит ее, но не такая любовь требуется красивой холеной стерве. Ей нужна публичность, а дать ее может только талантливый подлец Герострат.
С каждым часом Герострат все больше входит во вкус, упиваясь своей властью над людьми и делая их своими вольными или невольными союзниками. Режиссер Павел Южаков придумал интересный ход – каждый, кто так или иначе соприкасается с Геростратом, получает пятно на совести. Тазик с грязью заметно пустеет, и все больше народу вымазаны черными отметинами. Есть лишь один человек, который остается чист, – архонт Клеон (Артем Находкин). Парень с бельмом на глазу видит больше, чем кто бы то ни было, но отказывается принимать данный порядок вещей. Он решается на самый экстремальный в своей жизни поступок – Геростат, пронзенный кинжалом, погибает. Но не Герострат, а Архонт – бельмо на глазу общества, не геростратов, а архонтов безжалостно уничтожают, чтобы не тормозили обычный ход прогресса. Можно предугадать, что дни его сочтены.
Интересно было бы познакомить Герострата с Дульсинеей. Они бы разошлись по всем позициям,став идейными антагонистами, хотя у них есть общий поворотный пункт. В одночасье судьба резко изменилась, сделав внезапный рывок. Дульсинея-Альдонса (Лариса Чернобаева) так и прозябала бы в своей глуши, но тут явился шебутной Санчо Панса (Андрей Сенько) и растрезвонил о том, что она и есть дама сердца покойного Дон Кихота. Он бесплатно сделал ей такой пиар, за который во все времена умные люди отваливали большие бабки. Стаи голодных девушек принялись ей завидовать и строить козни; толпы безмозглых парней стали петь ей серенады и разбивать гитары в драке с Луисом. Но не слава, не деньги, не власть нужны Дульсинее. Недаром общество ее отторгает – не вписывается она в общий контекст. В ней пробудили жажду любви, только за любовью и гонится Дульсинея. Чуждая хитрости и корысти, она так искренне отдает себя Луису (Анатолий Григорьев), что тот, поупиравшись и пошарахавшись от нее, все же сдается. Такое редко случается – два нестандартных персонажа обретают друг друга, и плевали они на всех остальных. А началось все с рекламы, которая, как известно, двигатель прогресса.
Не надо брать пример с Дульсинеи. Не каждой так повезет в любви. Обычно в подобных ситуациях все заканчивается плохо. Надо брать пример с Герострата. У него надо учиться, как жить, не повторяя при этом его заблуждений с петушиными боями. А то, что он преждевременно погиб, – так все мы смертны. Зато как погиб!