Автор: Ирина Тимофеева
Издание: Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
Оригинал: Ссылка на оригинал
«Первый театр» поставил Володина. Спектакль «Фабричная девчонка» по самой первой пьесе советского драматурга отсылает нас в эпоху, когда любовь вычислялась по формуле «физическое влечение при единстве культурных и общественных интересов», а частная жизнь разбиралась на комсомольских собраниях. Впрочем, режиссёр Павел Южаков и молодые артисты труппы «ностальгируют», почти не ёрничая…
Пьеса «Фабричная девчонка» была написана драматургом Александром Володиным в 1955 году. Уже в следующем состоялась первая постановка в Ставропольском театре, а в 1957 году — в Центральном театре Советской Армии. Однако стоит отметить, что её появление было встречено неоднозначно, вызвало немало дискуссий и споров, например, на страницах журнала «Театр». Критики обвиняли её в очернительстве здорового советского общества, заявляя, что такая история не могла произойти в СССР. Но шум вокруг пробы пера Володина свидетельствовал о том, что в стране появился новый язык драматургии, который способен поднимать самые злободневные проблемы, не называя их напрямую.
Главная тема «Фабричной девчонки», как бы это ни смешно звучало сегодня, — право на личную жизнь. Героинь пьесы свела одна комната в общежитии швейной фабрики. Но дружбу девочек крепкой не назвать. Ирина (Дарья Зырянова) никак не может решиться: остаться или уехать, вслед за миражом первой любви. Леля (Анна Протоковило), комсорг, активистка и принципиальная девушка, по заданию секретаря фабричного комитета комсомола должна будет написать фельетон «Мне стыдно за подругу» в «Комсомольскую правду» на свою соседку Женю, которую обвинит в легкомысленности. А Женя (Ирина Носова), в свою очередь, уведёт морячка Федю (Илья Музыко) у Надюши (Елена Вахрамеева), впрочем, та не сильно-то его и дожидается…
Этот клубок взаимоотношений, в которых нет белых и чёрных ниток, труппа «Первого театра» распутывает весело, азартно, ностальгируя по времени, в котором эти ребята и не жили, но придумывая, как бы это могло быть. Александр Володин в данном случае — верный гид и подстрочник. То, что кажется новаторством, например, игра с камерой, оператором и режиссёром в первых сценах, почти дословно выписано у автора. Но режиссёр и актёры находят верные акценты, балансируя между архаической правдой и её шутливой стилизацией.
Впервые в Новосибирске спектакль «Фабричная девчонка» был показан в 1964 году на сцене ДК «Юность». Он вписался в общую канву ограниченного свободомыслия, присущего Академгородку в то время. Сегодня дебютная пьеса Александра Володина выглядит пусть и шаржево, но мило. Возможно, в этих фабричных девчонках, одетых по фасонам советских журналов мод, но также верящих в любовь, кто-то узнает себя.