В начале февраля в Санкт-Петербурге открывается Десятый международный театральный фестиваль "Пять вечеров" имени Александра Володина. В программе форума, посвященного творчеству замечательного советского драматурга, заявлены восемь спектаклей из трех российских городов. Свое прочтение володинского наследия представят артисты из Москвы, Питера и Новосибирска. "Старый дом" сыграет театральный квартирник "В поисках радости. Век XXI", а театр-студия "Первый театр" реанимирует "Фабричную девчонку".
"Пять вечеров" – один из самых скромных и беспритворных театральных фестивалей Санкт-Петербурга. Его организаторы не щеголяют высокоскоростными бюджетами, не кичатся ультрамодными именами, не ставят перед собой задачу перевернуть художественный мир Северной столицы с ног, да на голову. Начиная с 2004 года, они творчески отмечают день рождения Александра Моисеевича Володина, пришедшееся на 10 февраля. Собирают на одной площадке людей разных поколений, знавших и не знавших литератора, но откликающихся на его особую интонацию. Устраивают читки пьес, организовывают лекции, конференции, возлагают цветы на могилу, смотрят спектакли по произведениям Володина и тех авторов, чьи сочинения близки Володину по духу, вписаны в очень четкие нравственные координаты, проникнутые любовью к человеку – не случайной и поверхностной, а ставшей результатом понимания его сути.
"Чего хотелось? – напишет позднее хранитель памяти Володина, главный редактор "Петербургского театрального журнала" Марина Дмитревская. – Чтобы помнили шорохи и стоны володинского мира. Чтобы ставили его трудные пьесы. Чтобы хотя бы на пять дней всем и за все становилось стыдно, как было за все стыдно и неловко ему. Хотелось, чтобы зал слушал его смешные, нелепые, мудрые, не устаревшие тексты. Чтобы за них брались молодые. Чтобы студенты, приехавшие на читки современных пьес, узнавали Володина. И движение пошло, стали возникать спектакли по Володину, в том числе студенческие. И театры стали больше и больше ставить Володина. Фестиваль живет волонтерами и теми, для кого имя Володина что-то значит. Нет денег, но театры сами находят деньги на дорогу – и приезжают. То есть вся Россия помогает нам хранить память о Володине. Подходит февраль – и как о само собой разумеющемся меня спрашивают о Володинском фестивале".
Фестиваль Володина "Пять вечеров" – действительно необычный форум, занявший достойное и вакантное место на фестивальной карте страны. Без официоза и пафоса, "с человеческим лицом", с атмосферой неформального, душевного общения, которое так любил Александр Моисеевич Володин. За все сезоны петербургские зрители смогли увидеть лучшие постановки володинских пьес, идущие в России. Фестиваль открыл новые имена, дал толчок к созданию новых спектаклей, объединил людей разных поколений, знавших и не знавших Володина, но откликающихся на его особую интонацию.
С фестивалем "Пять вечеров" у Новосибирска давние и особые отношения. С первого сезона существования володинского форума его постоянным и нежно любимым участником стал драматический театр под руководством Сергея Афанасьева. На спектакли афанасьевцев в Петербурге, по слухам, никогда нельзя было достать лишнего билетика. Свободного места не находилось ни в зале, ни в проходах. Играли "Зеленую зону", "Пять вечеров", "С любимыми не расставайтесь", "Две стрелы". Одна из фестивальных программ и вовсе была целиком и полностью составлена из спектаклей новосибирской труппы, в которых, по признанию критиков, было немало володинского – "это его диалектика свободы, его идеология пьянства как освобождения, это особое понимание нравственности, интеллигентности, справедливости". В этом году труппа ГДТ уступила место своим коллегам, предложившим "Пяти вечерам" две разнонаправленные, но схожие по своей молодежной стилистике и зашкаливающему уровню децибел работы.
Откроет театральную программу международного фестиваля "Пять вечеров" спектакль "Фабричная девчонка" в постановке "Первого театра" по одноименному драматургическому дебюту А. Володина. Производственную пьесу, пережившую жанр и не вдруг оказавшуюся текстом "об устройстве мира вообще, о космогонии, о философии человеческого устройства", сорежиссеры Павел Южаков и Артем Находкин решили в жанре мелодрамы, окунули в незатейливое ретро и как следует удобрили ироническими passes. Получилась вполне современная история с россыпью женских ролей, которую питерские зрители увидят на сцене театра "На Литейном" 6 февраля.
Спектакль театра "Старый дом", поставленный алма-атинским режиссером Галиной Пьяновой, справедливо назван за обильно и вживую исполняемые мировые хиты "театральным квартирником". Участие в музыкально-импровизационном действе по мотивам трех популярных советских пьес ("В поисках радости" Виктора Розова, "Старшая сестра" и "Пять вечеров" Александра Володина) принимают три актерских поколения "Старого дома", музыканты группы "Штрих Кот" и зрители: от их реакции и действий в буквальном смысле зависит течение импровизационной части спектакля. В сооруженной на сцене коммунальной квартире обитают потерявшие в повседневной суете ощущение счастья, радости и любви персонажи, постоянно звучат ретро-шлягеры, а сквозь фрагменты знакомых сюжетов просвечивают современные театральные практики и звучат ностальгические ноты в адрес советского театра и его легендарных создателей. Спектакль-праздник покажут на фестивальной площадке 8 февраля. Компанию новосибирским постановкам составят спектакли по пьесам современных авторов – Любови Стрижак и Юрия Клавдиева, а также концептуальные театральные проекты.