Автор: Андрей Шкурко
Издание: PROтеатр | Все самое свежее о театрах
Оригинал: Ссылка на оригинал
14 марта 2017-го года в Новосибирском областном Театре кукол состоялась премьера спектакля Павла Южакова «Как ставится пьеса» по одноимённой пьесе Карела Чапека. Данная постановка поразит зрителей своей искренностью (будто весь зрительный зал оказался за кулисами), своим юмором вперемешку с интригами, весёлыми танцами и странностями организации самого спектакля. Минимум декораций, охапка реквизита и вагон настроения – у актёра-режиссёра в руках пистолет марки Beretta, у актёра-пожарного наготове огнетушитель для сжигающего пьесу актёра-автора, и всё это порой прерывается танцами и плясками. Такое столкновение трагического и комического удивит даже самого искушенного зрителя!
Спектакль имеет просветительный и в то же время развлекательный мотив, но характер у него взрывной, праздничный, самый фееричный в целом и отчаянно остроумный в частности. Зритель узнает о разных мифических обитателях театра – таких, как всемогущий звукорежиссер и не менее могучий осветитель, грозный хореограф и отважный механик, а также про многих других не таких властных, но не менее мифических существ – тех же Петровичей и Иванычей, о которых неизвестно ничего, даже с какой целью они находятся в театре.
Типичный автор пьесы в типичной на вид обстановке. Только она «типична» для приближенных к театральному действию, а вот зрителю, которого почти за руку провели вместе с новоиспеченным автором по всем уровням театра, было в диковинку увидеть, казалось бы, обычный спектакль, но в то же время и его изнанку. Актёры в масках, срывающие маску заблуждений со стен самого театра, – будто предостережение «Оставь надежду всяк, сюда входящий» для зрителя на тот случай, если он захочет написать собственную пьесу. Вас посвятят в тайны внутренней иерархии театра, расскажут о междоусобных войнах, испытаниях и трудностях, с которыми сталкиваются
актёры (и не только они) каждый день в театре. Не обойдётся и без суеверий, примет и театральной мистики – то на сценарий нужно садиться, если он оказался на полу, то актёру пожелать «Ни пуха, ни пера», то закатить скандал на генеральной репетиции – иначе беда на премьере случится!
Хочется особо отметить труд актёров: семь человек исполнили 36 ролей! Карина Мулева, Ксения Шагаевская, Дарья Тропезникова, Алина Трусевич, Сергей Троицкий, Сергей Гуревич, Андрей Мишустин – эти актёры сыграли всех: от самого автора пьесы и директора театра, до «помрежа» (помощника режиссера), бухгалтера, бутафора, и даже студентов, которым «…Платят по 500 рублей и от которых нельзя требовать плечистости и живого веса!..»
Необходимо отметить и труды художников-постановщиков – Николая Чернышёва, художника по свету Ивана Зыкова (который неспроста представлен в спектакле как Повелитель теней, софитов, ламп, люстр, готовый «… светить даже глазами и пальцами, лишь бы режиссер был доволен освещением…»), хореографа Николая Симонова, отвечавшего за постановку ярких танцев разных стилей – от музыкальной пантомимы до модерна. Нельзя не упомянуть о музыкальном оформлении, без которого танцы (да и весь спектакль в целом) не были бы такими потрясающими. За музыку отвечали Иван Горяйнов и Алексей Пономарёв.
Просмотр данного спектакля даст вам прекрасное настроение, пищу для размышлений, может даже вдохновить на создание пьесы. Но самое забавное, вы действительно узнаете о том, как ставится пьеса, узнаете и обо всех сотрудниках театра, их «среде обитания» и взаимоотношениях, и о том, что можно найти в «бутафорской» у бутафора, и о том, что он отчаянно не может добыть для спектакля, и почему автору не стоит приходить на первое чтение его пьесы в театре… Но! Ближе к тайнам театра вы не станете. Ну что же, как писал Карел Чапек: «…В театре всегда что-нибудь да не вытанцовывается…»