Все полтора часа, что длится спектакль, два актера держат внимание на себе при помощи этих нехитрых декораций и разговоров о свободе. Герой Ильи Музыко всё про великие идеи, а ему в ответ про мух, которые есть там, на Родине, да про консервы.
Поляк Славомир Мрожек написал эту пьесу в 1973 году, когда и сам находился в эмиграции во Франции. Впервые попробовавший себя в качестве режиссера актер "Первого театра" Александр Форостинский убирает намеки на время и принадлежность героев к какому-либо государству. Деньги (внезапно обнаруженные в этом царстве умеренности и экономии) – просто разрезанные зеленые листочки бумаги.
Разговоры "в камере на двоих" время от времени прерываются музыкой и шумом из соседней квартиры, не эмигрантской. Еще бы: оказывается, что сегодня новый год. Интеллектуалы, понятное дело, этих мещанских традиционных праздников не отмечают, а вот герой Ильи Шабельникова грустит, хочется ему и елки, и праздничного стола. "Чем бы дитя не тешилось" и вот интеллектуал уже организует скромный стол, состоящий из бутылки. Она и становится в итоге катализатором главного разговора между героями с раскрытием карт: кто и зачем сюда приехал, что собирается делать.
Авторы охарактеризовали спектакль как "несмешную комедию". Из зала наблюдать сначала за паясничеством героев, а потом за полупьяным разговором о свободе действительно смешно. Однако, к концу спектакля каждый герой переживает свою личную трагедию. Камерная история сталкивает двух противоположностей, которые могли бы и не встретиться, не окажись они в эмигрантском подвальчике, приехав откуда-то куда-то.