Театр-студия "Первый театр" представил премьеру лирической комедии "Пришел мужчина к женщине" Семена Злотникова.
"Первый театр", тихо, скромно, без шумихи и банкета отметивший в этом сезоне свое пятилетие, завершает "первую пятилетку" вовсе не досрочно, а весьма достойно – выпуском двух премьер в июне. Не имея собственного помещения, коллектив обжил предложенную ему сцену ДК "Строитель", более того, для новых спектаклей трансформировал ее пространство в камерный зал. 2, 3 и 14 июня состоялись первые показы лирической комедии "Пришел мужчина к женщине" по пьесе Семена Злотникова – режиссерского дебюта актрисы Анны Протоковило и художника-постановщика Любови Бойковой – ученицы Владимира Фатеева.
Не так давно в Новосибирске гастролировала московская "Школа современной пьесы", где худрук Иосиф Райхельгауз поставил "Пришел мужчина к женщине" с такими звездами, как Ирина Алферова и Альберт Филозов. Смотреть ту постановку было невыносимо скучно, так как сама ситуация встречи двух одиночеств настолько предсказуема. Ну, встретились, кое-как познакомились, расцеловались, а затем рассорились, чтобы в финале воссоединиться. Тот спектакль ставил под сомнение название самого театра: уж какая это, к бесу, современная пьеса? – Нафталин… Выбор пьесы, датированной 1978 годом, бывшей в свое время хитом (впрочем, уступавшим по популярности комедиям Эмиля Брагинского), и сегодня применительно к "Первому театру" вызывает вопрос: что в ней, изрядно устаревшей, привлекло молодую команду, тех, чей средний возраст около 25 лет? Текст Семена Злотникова не таит никаких интеллектуальных загадок или глубин постижения природы человека, скрытых смысловых пластов, напротив, воспринимается довольно плоским, одномерным, местами наивным и беспомощным. Но ступившая на режиссерскую стезю Протоковило как раз недостатки текста обернула в плюс, иллюстрировав реплики с фантазией и юмором. В ее трактовке пьеса стала поводом для игры в ретро, улыбкой над старомодными отношениями и нравами, старомодной закомплексованностью и осторожностью мировосприятия. Улыбкой над теми свойствами, которые сейчас воспринимаются экзотикой. То, что режиссер и сценограф не пошли по пути осовременивания материала, по-моему, и стало залогом состоятельности спектакля. Не утверждаю, что он получился чудесным и удивительным, стал событием незаурядным (к примеру, "Фабричная девчонка" А. Володина, которой "Первый театр" открыл сезон, несравненно краше и художественно полноценнее). Однако премьера обладает зрелищным драйвом, действие каждую минуту вызывает эмоциональное подключение зрительного зала, что уже очень хорошо для дебюта. Профессионалы, съевшие собаку, далеко не всегда этого добиваются.
"Пусть любовь у нас короткой будет, пусть", – эту мелодию композитора-песенника Марка Минкова слушает героиня в неглиже, развешивая на просушку только что отпечатанные черно-белые фотографии с сюжетами о том, как она "пляжилась" в отпуске. Отличная деталь, открывающая даль курортного романа и последовавшие за ней пустоту и маету. Героиню играет Дарья Зырянова, да так уверенно и хлестко, как, думается, Анастасии Волочковой и не снилось (экс-балерина сейчас выступает в той же роли в антрепризном, богато костюмированном проекте). Актриса Зырянова сразу выдает ожесточенность 40-летней «разведенки с ребенком», уставшей от собственных пустых надежд на полноценное семейное счастье. Взвинченную, взрывоопасную энергию и прелесть того особого женского цветения, когда уже много бед произошло, а красота не иссякла. Разум требует защиты – крепкого мужского плеча, широкой спины, а сердце просит мечтательной музыки, слов любви. Иначе отчего бы она разгуливала по квартире не в бесполо-бесформенной пижаме, а в короткой комбинации, сквозь которую просвечивают кокетливые кружева нижнего белья?..
Декорация, как это и принято в "Первом театре", выдержана в эстетике "бедного театра", не отменяющей, естественно, стилевого единства. Минимализм – отличный фон для филигранной актерской игры. Сценограф Любовь Бойкова три стены малогабаритной однокомнатной квартиры, типичной для 80-х, с неяркими обоями и дефицитной "стенкой", насытила деталями. Ракушки – черноморский привет рядышком с журналами "Новый мир" и "Работница", старый телефон с диском на полке под зеркалом в прихожей. Все – правда, все узнаваемо. Приметы того ушедшего времени, когда мужчины и женщины знакомились не по интернету, а по рекомендации знакомых, явлены в первом приближении. Но мужчина – актер Никита Бурячек – явлен как карикатура, как пародия на сильный пол. По роли он – аптекарь, но аптекарь и шизофреник – это же не синонимы. Режиссер своим женским взглядом все изъяны человеческой породы приписала противоположному полу. Он, визитер, как в народной поговорке, ни ступить, ни молвить. Притом, что она ждет слов и поступков. Нелеп и угловат, затравлен собственными страхами, крайне эгоистичен. Изначально возникает несостыковка взглядов и характеров и, что хуже того, несостыковка приемов игры, способов взаимодействия. Оттого появляется жанровая разбалансировка — то кривляние, как в фарсе, то мелодраматические слезы. Поздравляя с дебютом Аню Протоковило, безусловно, одаренного человека, хочется все же напомнить, что режиссура – это не хобби, а профессия, предполагающая набор знаний и умений. Ею надобно овладевать не на опыте и ошибках, а сначала в вузе.
Странней всего мне представляется ситуация с Никитой Бурячеком. Видела его работу в кино, в главной роли фильма "Шкварки", – у актера редкая фактура, о которой говорят "камера любит". Он – невероятный красавец на экране, а в театре почему-то востребован, используется в достаточно узком амплуа острохарактерных и комических персонажей. Ему бы героев-любовников играть, а он все прикидывается "дуралеем" – нелепым и еще нелепей. Нонсенс!
Впереди – режиссерский дебют актера Александра Форостинского, который ставит знаковое произведение Славомира Мрожека "Эмигранты". Это будет сугубо мужская история знакомства, смешных и трагических разногласий, философских бесед и настоящей дружбы, которую разыграют Илья Шабельников и Илья Музыко. Премьера 24 и 25 июня.