Автор: Ася Малютина
Издание: Телемир
Кто-то с детства мечтает быть актером и делает все, чтобы добиться этого, а кто-то идет к профессии извилистыми путями. Так было с артистом «Первого театра» Артёмом Находкиным: далеко не сразу он понял, что его призвание — на театральном поприще. О том, как важно найти в жизни свое дело, он рассказал Асе МАЛЮТИНОЙ.
В этом театре есть МЫ
— В профессию я пришел случайно, — рассказывает Артём. — Никогда — ни в детстве, ни после окончания школы — не мечтал стать артистом. Сначала хотел пойти в военный институт, потом передумал и стал учиться на зубного техника. Но это продлилось недолго, и вскоре я уже поступил на экономиста. Два года осваивал азы этой профессии, но во время учебы окончательно понял, что это не мое — мне скучно сидеть с бумажками, что-то там считать, пересчитывать. А ещё понял, что надо не просто получать специальность, а заниматься тем делом, которое тебе действительно нравится, которое хочешь попробовать. И я пошёл поступать в Новосибирское театральное училище и… поступил. Там я понял, что попал на свое место и как бы сложно ни было, уже четко знал, что не ошибся в выборе. Была как бы некая внутренняя «чуйка», которая меня вела: я не знал, к чему она меня приведет, но точно был уверен, что двигаюсь в верном направлении.
Артём был настолько уверен, что движется по правильному пути, что уже не обращал внимания на непонимание родных и близких. А оно было: знакомые не могли понять, зачем ему вдруг понадобилось быть артистом, ведь громадных денег это дело не приносит, а работа отнимает столько времени, что приходится там буквально жить. Но Артём никогда не слушал подобные слова, а уж денежную сторону вопроса и вовсе не ставил во главу угла.
— Да, потребности есть, хочется большего, но не это определяет выбор профессии, — говорит Артём Находкин. — Не надо менять свою профессию, если ты в ней счастлив, если чувствуешь, что это — твое. Любимое дело тебе все принесет, главное — не предавать себя. Нельзя так: сейчас чуть-чуть поторгую на рынке, а в свободное время побуду актером. Нет, делай свое дело, и оно принесет тебе и счастье, и деньги. И это относится к любой профессии, не только к актерской.
Тем же самым принципом — выбирать то, что нравится, что интересно, а не то, что выгодно — Артём руководствовался, когда согласился участвовать на тот момент в довольно авантюрном проекте под названием «Первый театр». Почему авантюрном? Да потому что начинать ребятам пришлось с нуля.
Не было ничего — ни помещения, ни хорошего финансирования, ни четкой уверенности в том, что проект будет жить и успешно развиваться. Был лишь голый энтузиазм его основателей и желание сделать что-то свое, непохожее на то, что делают в других театрах города. В труппу «Первого театра» вошли выпускники Новосибирского государственного театрального института 2008 и 2012 годов. Датой своего рождения коллектив театра считает 15 декабря 2008-го, когда артисты вышли на сцену со своим первым спектаклем — «Калека с острова Инишмаан». Артём Находкин был среди самых первых участников проекта, работал в театре с самого начала.
— После института поступило предложение: а давайте, ребята, создадим что-то такое своё, новое, такое, чего нет нигде, — вспоминает актер. — Мне это было очень интересно. Намного интереснее, чем идти в уже сложившиеся труппы. Ведь здесь можно было сделать такой театр, который ты видишь, который ты хочешь. Из-за этого я и согласился — чтобы создавать что-то новое, такое, чего, возможно, еще и не было.
Чем отличается «Первый театр» от других? Главное отличие в том, что в этом театре есть МЫ, — смеется Артём. — Будут другие люди — будет другой театр. А если серьезно, отличает наш театр тот дух семьи, который в нём царит: мы говорим на одном языке, мы понимаем друг друга с полуслова и помогаем друг другу.
Мы все здесь друзья, все примерно одного возраста. Конечно, у нас появляются новые люди, но все равно все они наши ровесники — нет разрыва в 20-30 лет. Хотя, конечно, это тоже палка о двух концах — в этом есть и минусы, так как молодым людям порой приходится играть возрастные роли. Но мы справляемся. Например, в спектакле «Убийцы» у нас сорокалетнюю мать играет очень молоденькая девушка Елена Вахрамеева. И вы знаете, прекрасно играет!
С момента своего образования «Первый театр» доказал, что может ставить перед собой самые разнообразные творческие задачи и добиваться качественного результата. Из авантюрного проекта он превратился в театр, который завоевал своего зрителя и продолжает привлекать к себе все новых и новых людей. Ребята не останавливаются на достигнутом, но при этом не ставят глобальных целей — просто занимаются любимым делом, получая от этого колоссальное удовольствие и даря такое же удовольствие своим зрителям.
— Мы не знаем, как будет развиваться театр, что будет с ним дальше, и, честно говоря, я даже не хочу загадывать, — признается Артём Находкин. — Я считаю, что нельзя по чему-либо сильно фанатеть, не должно быть крайностей: типа, я люблю только этот театр и никакой другой. В жизни бывает всякое: здесь не пошло, а там понравилось. И нельзя ставить себе такие рамки, нельзя себе что-то запрещать. Я не знаю, что будет дальше, ведь мы живем сейчас, сегодняшним днем. Если мы будем думать только о будущем, мы потеряем настоящее.
Сделал моноспектакль из-за страха
«Первый театр» выдвигает новые идеи, использует новые подходы к творчеству и новый уровень технологии создания спектаклей. Казалось бы, это театр, ориентированный, прежде всего, на зрителей — ровесников актеров. Но на деле всё не так, вернее, не совсем так. Да, большую часть составляют зрители в возрасте до 35 лет, но все чаще и чаще на спектакли «Первого театра» приходят люди «золотого возраста» и с тем же увлечением следят за происходящим на сцене, так же реагируют на шутки, так же переживают за героев. А актеры в свою очередь стараются сделать так, чтобы зрителю было интересно на их спектаклях — и на комедиях, и на драмах.
—Я люблю такой театр, где нет строгого деления на жанры — это комедия, а это только драма. Сейчас в театре, как и в жизни, есть все. И я считаю, что нам надо развлечь зрителя, но при этом, чтобы он задумался о чем-то — чтобы был этакий смех сквозь слезы и слезы с улыбкой, — считает Артём Находкин. — Тогда хорошо, когда есть полная гамма чувств, тогда зритель и посмеялся, и поплакал, и задумался о чем-то в своей жизни.
Какие наши спектакли позволяют это сделать? Мне кажется, это «Доходное место» и… Да почти все! Мы стараемся даже в комедии положений затронуть глубокие вещи. Взять, к примеру «Квадратуру круга»: вроде бы хиханьки-хаханьки, но и там есть о чем задуматься. И мы хотя и смеемся над положением, в котором оказались герои, но не ставим на смех их чувства.
Этой же формулы — смех сквозь слезы и слезы с улыбкой — я стараюсь придерживаться на своих моноспектаклях. Сначала посмешить людей, расположить их к себе, а потом сказать: «Ребята, а давайте подумаем об этом серьезно».
Моноспектаклей у Артёма Находкина в «Первом театре» было несколько. Один, «Я фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром» от начала до конца ни разу не видел», уже снят с репертуара, другие — «Армандир» и «Гамлет» можно увидеть и сейчас. Спектакль «Армандир» — это возможность посмотреть на мир глазами существа маленького и незначительного. Повествование ведется от лица мухи, которая преодолевает границы окружающего пространства благодаря своему воображению. Маленькие и незначительные тоже могут мечтать и фантазировать. Главный герой размышляет о том, почему люди не летают, как птицы; говорит о свободе, космосе, искусстве, в общем, обо всем.
— Что заставило меня сделать моноспектакли? Страх и желание высказаться, — признается он. — Очень страшно и сложно выйти артисту на сцену одному: когда у тебя нет партнеров, чтобы прикрыться, когда в случае форс-мажора ты один — есть только твоя мысль и ты.
А это очень важно не только для артиста, но и для любого человека — чтобы он мог выйти и сказать без всяких гримас то, что у него на душе. В этом и был определенный страх, который надо было побороть.
Трудно сказать, сложнее или легче играть в моноспектакле как актеру — это просто абсолютно разные вещи. Зато для меня как для режиссера, конечно, было удобно работать с самим собой. Себя я могу найти где угодно — хоть в ванной, когда зубы чищу — и заставить работать над ролью. С коллегами так не сделаешь. Но, как говорят ребята, я и так достану кого угодно.
Оценить Артёма Находкина как режиссера коллеги по театру могли, когда работали над спектаклем «Убийца», — там Артём выступил как режиссер и художник-постановщик. В основном же его работы — актерские. Зрители могут увидеть его в таких спектаклях, как «Квадратура круга», «Билокси-блюз», «Бременские музыканты», «Доходное место», «Молодильные яблоки» и другие. Все они — одинаково любимы, все одинаково дороги Артёму.
— Каждую роль надо полюбить: если этого не сделать, то роли не будет — без любви я на сцену выйти не могу, — признается Артём. — Если я не полюблю эту роль, то ничего не выйдет. Даже когда ты играешь мерзавца, то пытаешься его для себя оправдать. Мы, актеры, пытаемся оправдать даже самого закоренелого злодея: а почему он так себя ведет, почему таким стал?
Дело в том, что в каждом из нас есть всего по чуть-чуть: злобы, доброты, жадности, щедрости и т. д. Нас, артистов, учат, как из себя достать любую эмоцию. К примеру, во мне злобы обычно 10%, но я могу себя так накрутить, что стану нереально злым. Но после спектакля я снова становлюсь собой. Я не очень верю в то состояние, когда артист с головой погружается в роль, накачивает себя эмоциями, потом три дня после спектакля не может отойти. Мне кажется, это перебор. Мы ведь тоже живые люди, у которых есть своя жизнь. Это твоя профессия, и она должна приносить тебе удовольствие, радость.