— Аня, как судьба привела в театр, то есть в театральный институт?
— У меня все просто: родители артисты. Мама — певица, папа — музыкант. Я, можно сказать, за кулисами выросла. Помню все эти репетиции дома до 3 утра, когда они оттачивали одну и ту же песню, как постоянно ездили на гастроли и привозили домой букеты. Эта жизнь мне знакома.
— Некоторых детей артистов это отталкивает…
— Да, и сначала я хотела быть собаководом и дрессировщиком. Очень хорошо разбираюсь в породах собак. Но однажды прочла стихи в школе, и меня стали приглашать на разные конкурсы. Потом учительница отправила в театральную студию, настаивая, что у меня есть талант и это точно мое. Там я и начала готовиться для поступления в театральный институт. Зачислили со второй попытки через год.
— А почему решила получить второе высшее в щукинском театральном институте на режиссерском факультете?
— Я долго к этому шла. И нужно сказать моему преподавателю Павлу Валентиновичу Южакову за это спасибо. Когда училась на актерском, меня всегда ругали: «Аня, ты занимаешься режиссурой, это не имеет отношения к твоей будущей профессии! Это все придумки от твоей режиссерской головы!». А мне всегда было очень обидно — я же пришла на актрису учиться… Тогда дала себе слово: ни за что не буду режиссером. И, как видишь, нарушила.
В какой-то момент на 3-ем курсе я разочаровалась в актерской профессии, была готова бросить учебу, но Павел Валентинович своими занятиями вновь сумел зажечь во мне угасший интерес и, сам того не зная, подготовил к решению стать режиссером.
Но на самом деле я этим уже в детстве занималась. Свой первый спектакль поставила в 6 лет. Собрала всех детей во дворе и сделала самую настоящую постановку. Были билеты, программка, в которой подписала себя:«режЫссер».
Мастера в «Щуке» всегда говорили, что актером быть очень просто: приходишь, за тебя все придумывают, решают, только иди и играй, а режиссер должен следить за всеми, видеть всю картинку в целом.
— Зато он демиург в театре!
— Видишь ли, для девочек эта профессия сложновата. Она — мужская. Мужчины, конечно, в этом боги. Я ими восхищаюсь и, наверное, никогда не допрыгну до их взгляда и видения. А хотелось бы.
— У тебя, как и у твоих родителей, получилась творческая семья (муж — актер Никита Бурячёк, — прим. автора). Каково это?
— Это невыносимо)). На время выпуска спектакля нам, наверное, нужно разъезжаться на два разных дома. Он приходит домой и не учит текст, а я это вижу. Так нельзя, но я хочу, чтобы он занимался только моим спектаклем!
Я ведь даже во сне ставлю, когда остается немного до премьеры. Всю ночь «пилю» какую-нибудь сложную сцену.
— Какие режиссеры тебе интересны своими работами и близки по стилю?
— Во-первых, Марк Захаров. Люблю сказочность его спектаклей. Он совмещает чудо с действительностью. На каждом спектакле отдыхаешь, смотришь действо, затаив дыхание, как ребенок. Там, с одной стороны, драма — все плохо, все рыдают. И вдруг, раз, герои резко переключаются и уже в совершенно ином настроении.
Во-вторых, Алманис Херманис. Мне нравится, что он работает очень подробно. У него есть такие мелочи, что диву даешься, как он это заметил.
В-третьих, Виктор Рыжаков. Его спектакли очень современные, хлесткие и трогательные до слез.
В-четвертых, мой учитель — Павел Южаков. Он делает постановки в духе Вахтанговского театра. Мне очень близок его стиль. Мы с ним, кстати, отлично работаем вместе. В этом году с Павлом Валентиновичем выпускаем курс в театральном институте. В НГТИ же поставила с ним как второй режиссер «Двенадцатую ночь» и как педагог поучаствовала в спектакле «Фронтовичка», который уже взяли в репертуар «Первого театра».
— Какой режиссер ты?
— Дотошный. Если я придумала какую-то сцену, то могу биться над ней очень долго, бесконечно репетируя мелочи, пока актеры не сделают именно то, что я хочу.
— Это сказывается несостоявшаяся профессия дрессировщика))?
— Да (смеется — прим. авт.). Я режиссер-дрессировщик. Люблю, чтобы все было идеально. Так, как я вижу. Если я хочу, чтобы актеры входили именно в эту секунду и говорили именно так, я буду этого добиваться.
— Какая постановка для тебя сложнее: детский или взрослый спектакль?
— Это неважно. Любая требует затрат, нужно вложиться на все 100% душой. Некоторые считают, что детский легче, это халтура. Ничего подобного!
Сказки построены на ритме — ребятишки же чуть что, сразу отвлекаются, поэтому нужно постоянно держать их внимание. Если взрослый еще может усилием воли сконцентрироваться и посмотреть какую-то скучную сцену, то ребенок — нет.
— Почему вдруг Кощей влюбляется в Василису. Это уже не отрицательный персонаж?
— В сказке объяснено очень логично: не очень-то он и влюблен, больше в своих корыстных целях хочет Василису использовать. Хотя сначала мы попробовали сделать так, будто злодей влюбился искренне, но материал сопротивлялся.
В конце Кощей все же кается: никаких добрых дел не сделал, дерево не посадил, сына не вырастил… Такая взрослая тема идет. Папы-зрители будут смотреть на своих детей, и думать: «Но я-то вырастил!»
В постановке заложено очень много сообщений для взрослых…
— Хочу еще спросить про твою короткометражку «Ужин», которую оценили в Каннах. Почему выбрала такой необычный стиль — покадровой съемки?
— Все просто: чтобы все выглядело органично, несмотря на мои технические возможности. У меня есть еще один фильм — «36500 дней». Он по России какое-то место занял. Однажды меня спросили: «Вы специально сделали его черно-белым, знали, что из-за этого он будет сильнее воздействовать на зрителя?». На самом деле, когда он был цветным, качество бросалось в глаза, было видно, что он снят на какую-то ерунду, а не навороченную технику.
Хотя сам прием «покадровый споп-моушн» позволяет делать те вещи, которые на видео не получаются, глубже показать эмоции. У меня есть много идей в таком стиле.
— Какие были отзывы?
— Очень хорошие, смотрели разные режиссеры, хвалили, предлагали идеи для новых проектов. Но в основном удивлялись, что такая молодая девушка поднимает эти темы.
Американский продюсер тогда сказала: «Я думала, этот фильм сняла женщина в возрасте за 40–50». И спросила: «У тебя такой болезненный опыт?» Но я ничего не смогла ответить, так как мне все это само приходит! Может, из прошлой жизни…
День рождения: 23 ноября.
Образование: 2008—2012 гг. Новосибирский государственный театральный институт (НГТИ). Специальность: актер драматического театра и кино (мастера курса Е. С. Жданова, П. В. Южаков, С. В. Галкина)
Второе высшее образование Анна получает в Театральном институте имени Бориса Щукина на режиссерском факультете.
Опыт работы:
2012 г. — настоящее время «Первый театр».
Режиссерские работы:
«Снежный цветок, или приключение Ежика», С. Козлов
«Пришел мужчина к женщине», С. Злотников
«Как Кощей бессмертный на Василисе женился», Ю. Боганов
Актерские работы:
Дэзи — «Билокси-блюз», Н. Саймон (реж. П. Южаков);
Начальник королевской охраны, Лесная разбойница — «Бременские музыканты», Г. Гладков, Ю. Энтин, В. Ливанов (реж. П. Владимиров);
Душегуб, Стонотовна — «Врун из Тридевятого царства», Д. Салимзянов (реж. П. Южаков);
Маргарита Ивановна Пересветова — «Самоубийца», Н. Эрдман (реж. П. Южаков);
Вдова — «Золотая лавина», В. Красногоров (реж. П. Южаков);
Исполнители — «Вздрогнем!» (реж. А. Находкин);
Смерть — «Сказ о русском богатыре Илье Муромце и Яшке Стрельце удалом молодце», М. Непряхин (реж. А. Находкин);
Леля Комелькова — «Фабричная девчонка», А. Володин (реж. П. Южаков);
Помреж — «Шум за сценой», М. Фрейн (реж. П. Южаков).
Ближайшие премьеры:
29, 30 декабря — комедийный спектакль «Чудеса случаются или праздник будет» в «Доме Актера»
8, 16, 23 января — спектакль-сказка «Как Кощей Бессмертный на Василисе женился» в «Первом театре» (группа в соц.сети)
Текст: Марина Чайка
Фото: Юлия Баркина