Мы часто получаем отзывы и рецензии зрителей на наши спектакли. И некоторые из них такие содержательные, яркие и запоминающиеся, что ими просто невозможно не поделиться!
Лиза Парфенова о спектакле «Феномены»
Спектакль «Феномены» поставлен в «Первом театре» главным режиссером театра Павлом Южаковым с участием выпускников 2016 года, которых сам же Павел Валентинович и воспитал. История, рассказанная в пьесе Григория Горина, это лиричная комедия о людях и отношениях в условиях советского быта, уклада и ценностей, уже отправленных в архив, но еще живых в памяти зрителей старшего поколения. Вероятно, театр сделал ставку на комедию для всех возрастов, и публика хорошо приняла спектакль, который идет на площадке Дома актера.
Феноменами в пьесе названы люди со сверхъестественными способностями, которых собирает в Москве Ларичева Елена Петровна (Карина Мулева), бывший ученый-физиолог. Молодая женщина, искренне верящая в существование самородков-телепатов, мастеров телекинеза, и обладателей сверхзрения – способности видеть сквозь стены, всю свою жизнь и жизнь своей семьи посвятила служению одной идее. Завязка пьесы собирает всех персонажей в одном гостиничном номере, да собственно и остальные события будут происходить в нем же.
Первым появляется Михаил Прохоров, однофамилец ныне живущего предпринимателя и миллиардера, так что запомнить его имя легко. Наделенный даром двигать предметы Михаил Прохоров (Андрей Мишустин) – реальный феномен, остальные двое «испытуемых», Сергей Клягин (Сергей Буков) и Евгений Иванов (Сергей Троицкий) – самозванцы и прохиндеи, но мотивы у обоих исключительно благородные. Один из них, Клягин, хочет вернуть себе жену, получив справку о том, что он феномен. Другой, Иванов, просто выдает себя за однофамильца, поскольку не смог устроиться в Москве в гостиницу, а ему до крайности необходимо быть в столице по делам. Иванов и раньше пользовался преимуществами распространенной фамилии, а в этот раз, сам того не желая, угодил в перипетии советского водевиля.
По контрасту с окружающей нас действительностью 2010-х годов, где все одержимы идеей наживы, мотивы персонажей Горина поражают своей наивностью, а поступки – бескорыстием. У Ларичевой, красавицы и умницы, есть муж Олег Ларичев (Владимир Казанцев), тоже бывший феномен. Когда-то он умел предсказывать солнечные бури, и вообще, был сверхчувствителен к солнечной активности. Затем он принес своей дар в жертву любви. Елена Петровна стала смыслом его жизни, затмив собой звезду по имени Солнце, и на протяжении всего сценического действия он все время пытается сделать всем как лучше. Сначала уговорить провинциалов разъехаться по домам и не участвовать в эксперименте, устанавливающем их одаренность при помощи тестов. Затем, наоборот, уговаривает их остаться, чтобы фальсифицировать результаты опыта. Вступив в сговор, вся компания благополучно получает справки о своих феноменальных способностях, однако Елена Петровна узнает о том, что результат получен нечестно, и все снова становится очень сложно. В финале побеждает любовь.
Сюжет, мало сказать, что надуманный, но просто поразительно неправдоподобный, явно собранный на живую нитку. Однако режиссер и артисты сумели встряхнуть этот пыльный материал, обновить краски и даже придать ему своеобразное обаяние. Елена Петровна получилась совершенно идеальной, ее безграничная, детская вера в людей превращают ее из живого человека в условную фигуру подвижницы-энтузиастки. Однако красота и женственность актрисы, а также ее вера в предлагаемые обстоятельства подкупают. И зритель верит, что да, действительно бывают такие женщины (хотя мы же знаем, что их нет), и что, да, они выходят замуж за таких нелепых чудаков, как Олег Ларичев, живут с ними всю жизнь и продолжают любить в ответ на безграничную преданность этих неудачников.
Олег Ларичев в исполнении Владимира Казанцева – это тоже своего рода загадка. Абсолютный подкаблучник, мужчина-тряпка так трогательно предан жене, что, в конце концов, вызывает и уважение и симпатию зрителя.
Михаил Прохоров – единственный среди всех персонажей, реально наделен сверхспособностями, и этому сразу веришь. Сумасшедшая энергия, которую излучает молодой актер, способна, кажется, не только двигать предметы на расстоянии, но также зажигать спички и разбивать бокалы. Неслучайно работа Андрея Мишустина была отмечена жюри профессиональной театральной премии «Парадиз» за лучший дебют прошлого сезона. Хочется отметить Сергея Букова в роли Клягина, который ввелся в спектакль после ухода из театра Егора Овечкина. Сергей Буков – выпускник Новосибирского государственного театрального института, он – из первого выпуска новосибирского вуза, учился на курсе Владимира Оренова и Елены Ждановой. Поработал в разных городах России, от Воронежа до Хабаровска, и вернулся в Новосибирск повзрослевшим артистом с яркой индивидуальностью. Сергей настолько убедителен в роли «простого парня», что кажется даже, что у него непременно должны быть железные зубы и татуировки, оставшиеся со службы в армии. Ничего этого нет, но походка, манера говорить и уверенный навык распития крепких напитков – все выдает в Клягине человека из народа. Как это сказано у поэта – «Устроиться на автобазу и петь про черный пистолет»? Даже примеряя платье для жены на предмет удобства – «чтобы не жало нигде, не тянуло», Клягин остается собой. Как известно, прием переодевания мальчиков в девочек – это безотказный способ вызвать смех в зале, будь то КВН, «Кривое зеркало» или школьный вечер юмора и шуток. (Заметим, что обратный фокус не срабатывает – нарядив девочек мальчиками гарантированного смеха не получишь). Но здесь совсем иное дело: Клягин остается Клягиным, даже если на его плечах тонкие бретельки. Можно поздравить театр с приобретением столь замечательного, многообещающего артиста.
В спектакле есть еще один персонаж, эфемерный, как мечта, – девушка-горничная в исполнении Ксении Шагаевской. Переносясь в мир песен, горничная превращается в фею, на протяжении всего спектакля она продолжает сеанс музыкальной ворожбы – поет самые прекрасные песни о любви, оставшиеся нам в наследство от чопорной советской эстрады. В конце концов, горничная наколдовала себе любовь хорошего парня, Миши Прохорова, и стало ясно, что все у них будет хорошо.
Есть, правда, некто Антон (Сергей Гуревич), брат Прохорова, разрушающий всеобщую гармонию высоких отношений, но его жизнь обязательно накажет. Упадет ли на него сосулька с крыши или шкаф; с помощью брата-феномена, или без его усилий,– это уже не важно. По законам комедийного жанра о злодее Антоне все забывают довольно быстро, и ружье, которое он принес в гостиничный номер, так и не выстрелит.
В спектакле работает удивительная сценография Николая Чернышёва, известного в мире театра человека, часто работающего в соавторстве с Павлом Южаковым. Сценографическое решение отличается элегантным минимализмом, игровым потенциалом и способно к развитию вместе с развертыванием действия. Контуры предметов (вместо самых предметов) таят в себе разные приятные сюрпризы в виде резинок вместо дверей шкафа, или дверных ручек, приделанных к специальным стойкам, отчего воображаемые двери приходится открывать с реальным мышечным усилием. Графика белых линий на черном фоне в финале позволяет организовать трюк с предметами, медленно и лирично летающими в свете ультрафиолета.
Все соединилось в этом бесхитростном спектакле: добрая комедия о победе любви над злом с качественной популярной музыкой и отличным актерским ансамблем.