Премьера спектакля «Первого театра» по мотивам одноименного произведения братьев Стругацких «Парень из преисподней» состоялась 24 сентября. Почему режиссер постановки Петр Зубарев ушел недалеко от первоисточника и как «человек-война» может жить в мире? Ответы в рецензии Светланы Ларионовой специально для «Место встречи. Сибирь».
События спектакля разворачиваются в XXII веке на охваченной войной планете Гиганда. Персонажи с этой планеты говорят на алайском языке — специально придуманном для постановки. Главный герой Гаг (Максим Кудрявцев) — человек войны курсант третьего курса особой школы «Бойцовый Кот». Он и его наставник Гепард (Семен Грицаенко) оказываются рядом с раненым сослуживцем. Он рассказывает героям, о том, что офицеры бросали товарищей, а после равнодушно смотрели, как их сжигали огнеметами. После этого Гепард дает приказ Гагу, и тот покидает укрытие. Вскоре на них падают снаряды.
А потом Гага вырывают из самого пекла боевых действий. Он оказывается в другом мире, на другой планете, где ему не нужно воевать. Здесь можно убрать оружие и жить спокойно. Но сможет ли Гаг жить в таком месте? Сможет ли он забыть о войне, и наслаждаться мирной жизнью?
Когда Гаг приходит в себя, то смотрит на врачей с опаской, настороженно. Его волнует только одно: когда он может вернуться на войну. Но ему не позволяют этого сделать. Корней (Сергей Троицкий) — землянин, который подобрал раненого Гага с поля боя и привез на Землю, где героя и вылечили, говорит, что на его родную планету сейчас нельзя возвращаться. Гагу приходится оставаться одному среди чужих на этой планете. Среди мирных людей, он человек-война.
Спектакль не дает заскучать: зрителю интересно наблюдать как за развитием сюжета, так и героев. В постановке персонажи растут на глазах зрителей так, что искренне веришь в происходящее на сцене. В начале спектакля Гаг ― человек войны. Он понимает, что он ― боец, он ― Кот. Ему нет места в мирной жизни. Но разве не может он выбрать другой путь? Да, его обучили убивать, но, может, получится изменить это? В конце постановки он выбирает другой путь. Гаг выбирает помощь, а не оружие. Персонаж растет на глазах у зрителей, показываем им пример, что нужно двигаться дальше, а не жить прошлым.
В то же время нам показывают землянина Корнея, который пренебрегает своей семьей ради работы. Именно поэтому во время представления мы наблюдаем не только жизнь героев, но еще и свою: выбор приоритетов ― это выбор, который делают и зрители.
В постановке показана и тема терпения. Гаг пробует новый мир, изучает его границы и выходит за рамки. Корней все это терпит, но постепенно ошибки Гага, то, что он не может прижиться в новом мире, выводят землянина из себя. Он дает документацию Гагу о его планете. Каждый герой спектакля выходит на сцену и читает вслух какой-либо ужасающий факт о Гиганде. Например, поджог военного госпиталя для тяжелораненых и построение лагерей наказаний. Затем персонажи эффектно бросают листы с докладами в Гага. Герой понимает, что его мир, в котором он всегда жил, теперь перевернут наизнанку. После этой сцены Гаг мысленно обращается к своему учителю:
«Знаешь, Гепард, что я понял? Понял я, что удалось мне увидеть маленькую частичку мира этих людей. Настоящего, большого, понимаешь? Корней ведь меня в этот мир не пустил. И правильно, наверное, сделал… Я бы в этом мире руки на себя наложил, потому что это невозможно видеть такой мир и знать, что никогда ты таким, как они, не будешь, никогда у тебя такого, как у них не будет. И среди них ты, как сказано в священной книге, есть и до конца дней своих останешься безобразен, мерзок и затхл».
Особенно в спектакле привлекает минимум декораций. Режиссер обошелся практически без них. Например, в музее, который Корней показывает Гагу, экспонаты играют актеры. Благодаря пластике, креативности на глазах зрителя актеры сменяют существ-экспонатов. А чего стоит робот Драмба, которого играют сразу три актера! К его созданию режиссер и актеры подошли очень креативно: все движения, реплики между тремя актерами были синхронизированы. Актеры двигались в очень ограниченном пространстве, но при этом не мешали друг другу, делали все плавно. Реплики были распределены таким образом, что зритель чувствовал нужные слова. Актеры справились и с интонацией: голоса получились механическими, как будто говорит реальный робот.
Представление показывает, как сложно принимать новое, когда твой старый, идеальный мир разрушен. Но главный герой справляется с этим. В своей постановке режиссер говорит, что важно не бояться чего-то нового. Прошлое должно оставаться в прошлом. Спектакль учит, что не нужно отказываться от помощи, когда ее предлагают.