«Грибы»
«Первый театр», Новосибирск
Арт-группа МЫК (Полина Кардымон, Евгений Лемешонок, Владимир Бочаров, Денис Франк).
Замечательная работа Полины Кардымон и ее товарищей по арт-группе МЫК – пример самостоятельности и даже оригинальности (странное слово сегодня) мышления, не просто не перекрывшей, но точно совпавшей с текстом драматурга, который сам по себе – самостоятелен оригинален. Не зря в подзаголовке названия «Грибов» значится «спектакль-текст».
Пьеса Натальи Зайцевой «Pilze. По грибы» впервые (и ярко) прозвучала в программе «Любимовки-2019». Этот текст-трансформер состоит из собственно хождений Одного, Другого и Третьего по лесу в поисках грибов, обрывков их внутренней речи; второстепенной, но важной истории про драматическую судьбу ученого-миколога, изучавшего способность грибов поглощать пластик; фиксации пространства персонажем по имени «Время, проведенное в лесу», и еще нескольких встроенных внутрь размышлений. В спектакле присутствует и фрагмент из интервью с Натальей Зайцевой, рассказывающей, как она сочиняла пьесу. Все вместе дает впечатление органически выращенного текста, в котором наплывами проступают друг сквозь друга разные модусы рефлексии о том, что человек встречает на пути своего движения сквозь мир. Встречает ли он грибы, таинственные и загадочные, безымянные захоронения репрессированных, других людей или разные формы времени – сознание героев пьесы Зайцевой, как и героев спектакля, такое мягкое и гибкое, что позволяет пропускать через себя любые вторжения. О растворенности человека в природе, а природы – в человеке, и шире – о прихотливых, «грибных», связях телесного и мыслительного, памяти и настоящего, реального и фантастического – и сделаны «Грибы» арт-группы МЫК.
Художник Евгений Лемешонок воплотил это в смешанной, примитивистской технике сценографии и костюмов: неоновые шнуры, которые безвольно валяются по сцене, соседствуют с плоскими кружками-«коронами», водруженными на головы артистов. Пространство огорожено овалом, за пределы которого тихо и сосредоточенно разговаривающие люди не выходят, словно не желая покидать магический круг своих хождений по северному лесу. Простые действия, отделенные от них шумы и голоса, лишенная интенсивности интонация и заторможенность движений – вот набор приемов, дающий в итоге стойкое настроение анемичного покоя. «Грибы», появившиеся в новосибирском «Первом театре» с легкой руки продюсера Юлии Чуриловой, застрельщицы очень многих интересных и полезных для нашего театрального ландшафта затей, выуживают на поверхность целую волшебную страну. В ней живут молодые люди, интересующиеся грибами не меньше, чем трагической историей места, где они растут; экологичные и неагрессивные, политичные, но не экстремистские, не подвластные форматам и сложившимся в обществе ритуалам. Коллективное сочинение новосибирских художников знакомит нас с этой страной, которая, вообще-то, под боком, но в театре все еще не очень видима.