Мюзикл о приёмном ребёнке?! Звучит неожиданно, в чём-то настораживающе, но одновременно так любопытно… Впрочем, спектакль «Меня удочерила Горилла» по повести Фриды Нильсон, поставленный в «Первом театре» в рамках проекта «Детки и предки 2.0», с первых минут заставляет забыть все ожидания.
Приют «Лютик» – заведение образцовей некуда. В комнатах ни пылинки. Строгая, хотя по-своему заботливая воспитательница Герда (Дарья Тропезникова). Мальчики и девочки в бело-серых костюмчиках, волосы приглажены, ногти вычищены. Но Юнна (Елизавета Маслобоева)! И причёска у неё не такая, и руки вымыть забыла, и вообще – двадцать первый ребёнок в приюте, где детей должно быть двадцать. А ещё комиссия вот-вот нагрянет. Избавиться бы от девчонки, да поскорее. Случай предоставляется внезапно. С треском разлетается свежевыровненный гравий, и к приюту подкатывает кто бы вы думали? Горилла (Алина Трусевич)! Не раздумывая, она забирает Юнну. Конечно, чтобы съесть её, шепчутся между собой дети и даже чуточку жалеют девочку, прощаясь с ней навсегда.
Детей Горилла, как вскоре выясняется, не ест. Но странностей у неё хватает: живёт почти на свалке, на жизнь зарабатывает починкой и перепродажей старых вещей, готовит одну яичницу и постоянно испытывает на прочность нервы всех приличных граждан. Конечно, не о такой маме мечтают дети-сироты. Она должна быть самой красивой, самой нежной, самой безупречной. Но что может поделать Юнна, если ей в мамы досталась Горилла?
Трудно сказать, когда начинается история дружбы и любви. Может быть, тогда, когда Юнна разглядела в Горилле человека. Ведь только человек, причём думающий и чувствующий, может мечтать о своём книжном магазинчике, не правда ли? А может быть, любовь началась с разбитой коленки, заклеенной пластырем. Сердце зрителя постепенно оттаивает. Мы вместе с Юнной то злимся на Гориллу за то, что она вызывающе не такая, то замечаем, как много в ней нежности, заботы и желания быть нужной.
В интерпретации режиссёра Анны Морозовой Горилла – человек. Мохнатая лапа, хватающая девочку, здесь не более чем образ (хотя в книге и некоторых постановках действует именно животное). Впрочем, не это главное. Не особо значимым является и место действия. В авторской копилке Анны это второй спектакль по книге шведской писательницы (первой была «Пеппи Длинныйчулок» в Театре п/р С. Афанасьева). Режиссёр уверена: людей разных культур волнуют одни и те же темы. Мамы и дети, их взаимоотношения важны и в Швеции, и в России, и в Зимбабве, и на планете Марс. Может, в этом кроется секретный ингредиент спектакля, заставляющий на протяжении двух часов сопереживать Юнне и Горилле? Найдя друг друга, они вместе ищут своё место в огромном мире.
А может, всё дело в песнях. Анна Морозова стала также автором музыки и текстов. Песни расставляют акценты, помогают раскрыться каждому герою, предельно точно выражают ключевые идеи. Например, в конце звучит мысль, что каждый, даже самый непохожий на других человек, может найти другого – не самого похожего, но из того же теста, что он сам. И это утешает. Будто мягкой лапкой гладит по сердцу каждого сидящего в зале: ты точно не одинок.
«Меня удочерила Горилла» – спектакль семейный. И потому, что после просмотра особенно остро хочется обнять своих любимых, и потому, что его интересно обсудить. Мы обменялись впечатлениями с моей девятилетней дочерью Верой.
Дарья: Знаешь, мне с первых минут показалось, что Горилла удочерит именно вот эту беленькую девочку. А у тебя были предчувствия?
Вера: Я сомневалась. Думала, что удочерят или Юнну, или Бетси. Хотя Юнна Горилле больше подходит: она же была самая грязная. Кстати, я не очень понимала, почему она Горилла. Она вроде человек, а вроде и нет… Все называют её Гориллой, но она же разговаривает, яичницу ест.
Дарья: О да, яичница – это так по-человечески!
Вера: То, что она её жарит сама. И то, что деньги зарабатывает. Так странно. Но интересно.
Дарья: Что тебе особенно понравилось в спектакле?
Вера: Как играли Юнна и Горилла. А тебе?
Дарья: Меня покорили песни. И сама история их отношений, забота Гориллы, которая проявлялась не в словах, а в простых, но важных действиях.
Вера: И ведь в итоге всё получилось, как Юнна мечтала. Горилла ей и пластырь наклеила, и колыбельную спела. Горилла заботилась о ней по-настоящему. Как мама.
Дарья: Значит, всё у них будет хорошо. Как в сказке. И как в жизни.