Каждый культурный человек знает, что существуют правила, по которым следует использовать нецензурную лексику: дети не матерятся при взрослых, взрослые при детях, женщины при мужчинах, мужчины при женщинах. Те же примерно правила действуют для разговоров о политике. Взрослые при детях о политике не говорят, дети тоже обсуждают политические вопросы в своем детском кругу. Обсуждают, будьте уверены, и передают своими словами то, что подслушано во взрослых разговорах.
Интернет интернетом, но атмосфера кухонных дебатов для детей куда привлекательнее, если, конечно, вообще есть в семье место и время для таких разговоров.
Театр, как правило, с детьми говорит о добре и зле, о справедливости и ее попрании. Сказки, легенды, мифы, пьесы для детей, все это здорово, но иногда, кажется, надо искать слова, чтобы говорить с умными детьми о политике. Режиссер «Первого театра» Павел Южаков сделал честную попытку составить разговор об устройстве общества и о природе власти со старшими школьниками. В спектакле «Незнайка. Лунный эпизод» от авторского текста Николая Носова остались только имена героев, фабула и синяя шляпа Незнайки. Узнаваемый фасон фетровой шляпы с полями – уютная вещь из прошлого, из тех времен, когда Космос был будущим, а книги были бумажными. Спектакль поставлен на деньги (частично), полученные театром в качестве приза на фестивале «Арлекин» за лучший спектакль для детей. Эту награду получил спектакль «Тоня Глиммердал» в постановке режиссера Ольги Обрезановой, сама же Ольга получила премию фестиваля «Арлекин» как автор инсценировки.
Автор инсценировки по книге Николая Носова, новосибирский драматург Катя Гилева, переписала все. Вообще все. Текст инсценировки, очень обаятельный, внятный, пересыпан цитатами из важных культурных текстов (это похоже на квест по классике), и ясно, что создан он в сотворческом усилии драматурга и режиссера.
Еще один важный соавтор спектакля – художник Екатерина Андреева. Она создала на сцене условно-красивый и пугающий мир, в центре которого круглый экран для проекции видео. Это и Луна, и иллюминатор космолета, угнанного Незнайкой. На экране можно увидеть много интересного, например Старшую Сестру (центр управления миром ранее известный как Старший Брат) в исполнении Карины Мулевой. Ее не узнать, парик платиновой блондинки, синие глаза со зрачками-точками. Страшно! Костюмы в спектакле достойны отдельной новеллы. В прологе, где действуют персонажи из узнаваемого советского прошлого, все герои одеты в удобную скромную одежду немарких цветов, а в Лунном эпизоде мы видим разлитую повсюду кислотную гамму и много всяких остроумных деталей одежды, за которыми интересно наблюдать.
В спектакле занята почти вся труппа. Первая сцена спектакля дает нам возможность познакомиться со всеми «коротышками» довольно близко, показывая богатый набор актерских индивидуальностей. Это коллективная фотография нашего общества. Не советского, не нынешнего, но и не фантастического, а узнаваемо «нашего». Советские реалии здесь даны как опознавательный знак – мы дома, мы в прошлом нашего детства. Незнайка в исполнении Андрея Мишустина, альтер эго режиссера Павла Южакова — хороший парень, неидеальный, но честный и искренний. Знайка (Сергей Троицкий), соперник Незнайки в общем деле и в любви, Доктор Пилюлькин (Сергей Харольский), напоминающий не то Чехова, не то докторов из его пьес сразу. Профессор Звездочкина (Юлия Шабайкина), отвечающая за пафос и верность линии партии, поэт Цветиков (Максим Кудрявцев), Пончик (Захар Дворжецкий), жизнь которого делится на сон и еду, милейшая трусиха Торопыжка (Дарья Колыванова) и колоритная повариха Пышечкина (Дарья Тропезникова). У Незнайки есть возлюбленная Селедочка (Елизавета Маслобоева), которая любит Незнайку, но хочет исправить его, сделать более удобным и приспособленным для общественной жизни. Незнайка говорит правду, и это никому не нравится. Он уличает в корысти Звездочкину, которая привезла с конференции «сервиз на 12 персон», ну и указывает на кое-какие мелкие злоупотребления вроде перерасхода лампочек Винтиком (Семен Грицаенко) при строительстве ракеты. Масштабы коррупции совершенно детские, но чувства по поводу нее вполне взрослые. Пышечкина считает на деревянных счетах банки тушенки и сгущенки, буханки хлеба, палки колбасы и ящики напитка «столичный», при наличии которого можно даже обходиться без еды. Зал смеется, сначала несмело, но все более уверенно, в основном взрослые, знают они, что за напиток, знают, плавали, то есть летали.
Пролог к основному действию придуман как коллективная запись обращения к потомкам, мизансцена при этом напоминает коллективную фотографию. Стрекочет киноаппарат с 8-миллиметровой пленкой, мы слышим его звук. Волнуясь, все по очереди записывают пафосные, но искренние обращения к молодежи будущего. Постепенно возникает какая-то суета, препирательства, взаимные упреки, встревает некстати Пышечкина, с ее прозаическими вопросами про веревку и мыло, и вот уже компания расстраивается, Незнайка вспыхивает от ревности и угоняет ракету, чтобы доказать всем, что он смелый и решительный, и вернуть внимание Селедочки, посмотревшей с симпатией на Знайку.
Дальше разворачивается Лунный эпизод — адаптированная для школьников версия Универсальной Антиутопии, которая цитирует понемногу все культовые фильмы о борьбе героя с Системой. Здесь мы услышим отголоски «Матрицы», «Эквилибриума», «Времени» и даже «Полета над гнездом кукушки». Цитаты ненавязчивы, их можно и не опознать, пониманию истории это совсем не помешает. Пройдя искушение властью и славой, Незнайка приходит к осознанию простой мысли о том, что человеку не нужен космос, ему нужен другой человек и планета Земля, на которой можно вырастить – о чудо! – картошку. Мысль о том, что надо беречь свою планету, что в космосе жить, скорее всего, нельзя, потому что мы дети Земли, эта мысль в спектакле «первого театра» звучит искренне и небанально. Одна девочка после спектакля поделилась с кем-то по телефону: Незнайка улетел на Луну, там стал тираном, потом раскаялся и захотел вернуться домой.
Все верно. Так и надо говорить с детьми о политике. Говорить, чтобы сказать им простые вещи: справедливый порядок нельзя установить раз и навсегда, за него приходится все время бороться; искушение властью – страшный наркотик; ответственность перед природой – главный политический лозунг нового поколения. Кажется, у «Первого театра» получилось составить такой разговор без назидательности и фальши. К первоисточнику добавляется сильное экологическое послание: не покидайте планету, берегите ее. И правда, лучше выращивать картошку, чем давиться теплой пищевой смесью «Дудонь» из тюбика.
Когда в финале прожектор освещает плафон в зале ДК «Энергия», мы понимаем, что спектакль обращается к ушедшей в прошлое стране Советов. На потолке рабочие, колхозницы, летчики, инженеры, ученые, геологи. И ни одного стилиста, коуча, блогера или мастера тату. Другая цивилизация, будем помнить ее с благодарностью. В конце концов, само здание, где показывают «Незнайку на Луне», построено ламповым заводом для рабочих и инженеров, для людей труда. «Праздная жизнь не может быть чистой» — этой цитаты из Чехова в спектакле нет, но она могла бы быть.