Одним из важных и заметных событий на театральной сцене Новосибирска на излёте 2020-го года стал спектакль Первого театра «НеZнайка. Лунный эпизод» по мотивам произведения Николая Носова в постановке главного режиссёра театра Павла Южакова. Мы встретились, чтобы разобраться в главном: почему сюжет детской книги считывается сегодня, как гражданское высказывание.
— Сразу с главного: почему Незнайка именно сейчас?
— Все мы в детстве читали эту книгу. Но, что мы понимаем в детстве про «Незнайку на Луне»? Именно про этот эпизод, не про первые два, там как раз всё понятно — детские варианты с аллюзиями на жизнь. А последняя его книга, она такая апокалипсическая, в том смысле, что там автор рассказывает, про устройство капиталистического общества. Во всяком случае, это Носовым подавалось таким образом, хотя понятно, что там были и проблемы Советского союза, которые маскировались тем, что Незнайка летит из Солнечного города (под которым подразумевается СССР) в капстраны, где на себе воспринимает все ужасы капитализма.
Понятно, что в таком ключе мы не могли делать это произведение. Потому что многое изменилось с того времени, собственно идеи социализма себя исчерпали. А ужасы того капитализма, о которых писал Носов, — мы в них пребываем и живём. Поэтому мы решили написать оригинальную пьесу по мотивам Носова, которую назвали «НеZнайка. Лунный эпизод». И путешествует у нас главный герой не из Солнечного города на Луну, а именно из прошлого — из конца 1960-х с главной идеей того времени, идеей покорения космоса и верой в светлое будущее. Он из этого времени путешествует в будущее. Не в какую-то условную Америку, а в наше с вами будущее, которое уже почти наступило. И видит, как общество развилось. Потому что в начале они у нас пишут письмо далёким потомкам, желают им побед.
— Это же был такой популярный жанр.
— Да, и сейчас мы их откапываем, читаем и это, конечно, очень больно. Сразу вспоминается этот мем с бюстом Гагарина «Юра, мы всё про***ли». Это очень печально — столько наших предков работали над этим условным Солнечным городом, и во что это всё превратилось. И наш герой сталкивается со всеми этими проблемами.
Вторая часть этой Луны сделана у нас в условном жанре киберпанк — это продвинутые технологии, всё такое, но, при этом, некий гибрид коммунизма и капитализма. В котором, собственно, мы и живём. Потому что, если приглядеться к нашей гибридной авторитарной системе, то там мы видим всё то плохое, что было в Советском союзе: какие-то лозунги, показатели, какие-то праздники идиотские, отчёты, пропаганда и разговоры о том, что у нас — самая лучшая страна, а все остальные страны нам завидуют, и от всех надо защищаться. С одной стороны всё вот это, а с другой стороны — ужасы капитализма, где человек человеку — волк, где надо зарабатывать обманом, а успешность стоит превыше всего. И мы попытались в гротеске совместить две вот эти вот системы, то есть взять из каждой худшее. Если помните, в Советском союзе была «борьба хорошего с лучшим», то у нас сейчас происходит «борьба плохого с худшим». И мы решили поместить героя в узнаваемые, пускай и гипертрофированные реалии. В итоге получается, конечно, такая серьёзная антиутопия.
Ещё раз скажу, что мы с нашим новосибирским драматургом Катей Гилевой переписали, сделали оригинальный сюжет, где от Носова осталось только несколько персонажей, и отчасти идея. Надеюсь, эта история будет интересной. Цель была не в том, чтобы переделать автора — такой задачи не стояло. Просто, начав работать над этим материалом, стало понятно, что невозможно просто размышлять на эти темы с точки зрения человека 1960-х годов. Потому что всё изменилось и мы, в отличие от Носова, знаем это будущее, мы в нём живём.
— Получается, что образ Солнечного города, как образа сегодняшнего дня, больше не существует?
— Он есть в наших представлениях, в наших желаниях. Если раньше люди думали, что коммунизм где-то в далёком будущем, то сейчас мы понимаем, что мы его уже прошли, он был когда-то но мы не смогли его удержать. Потому что человек по природе своей не идеален.
Нам очень важно, чтобы эту историю воспринимала не только взрослая публика, которая знает и помнит Советский союз, но чтобы ещё и молодёжь поняла о чём речь. Потому что сейчас часто приходится читать и слышать что «В СССР было лучше», и подразумевается зачастую как раз конец 1960-х годов, потому что, наверное, именно тогда был пик этой системы, пик счастья и веры в то, что ещё вот-вот и идея воплотится. Но, к сожалению, мир устроен по-другому.
— В какой момент и как получилось, что Носов стал со своим «Незнайкой на Луне» встал в один ряд с Оруэлом и Кафкой? Когда его детская фантастика стала довольно злой сатирой и антиутопией?
— Вам год назвать? По ощущением — мы же все всё понимаем. Он стал актуален, когда у нас перестало всё меняться, когда вся страна впала в стагнацию. Были какие-то движения, стремления вперёд, а потом вновь случился виток истории и происходит всё то же самое, что и во времена Брежнева. Нам пытаются выдать это за что-то новое, оригинальное, но этот путь мы уже проходили. Да, появились новые технологии, YouTube, гаджеты, но это — внешние признаки эпохи. А внутренне всё то же самое — те же лживость, пропаганда, двойные стандарты, смещённые цели. Когда подготовиться к вирусу, который сейчас происходит, — это не самая важная вещь, зато построить ракету, которая сможет всех убить, — это важная вещь. Ну, чем это отличается от времён Холодной войны? Если смотреть по событиям, то это одно и то же, только декорации другие.
— То есть, поздний социализм, только с интернетом.
— Ну, да. Наверное, сегодня есть свобода слова. Хотя бы потому что я вам говорю такие вещи, а в Советском союзе я бы не мог их говорить, или они не появились бы в прессе. Сейчас могу сказать всё, что угодно, вот только это ничего не меняет. Поэтому и есть ощущение безвыходности, ощущение обратной стороны Луны, большой чёрной дыры. И хочется во всех этих опасениях разобраться вместе со зрителями, и с артистами. И благодаря книге Носова подумать — а почему так? Где там главная причина?
Она точно не во внешних факторах, она точно где-то внутри человека находится эта причина. Почему человек не может быть счастливым? Почему он не может достичь идеального общества?
Строй не возникает потому, что какие-то инопланетяне прилетели и сделали нам этот строй. Он возникает изнутри, из людей, из отношений, из неумения читать прошлое, из неумения адекватно анализировать события, из тугоумия, необразованности, серости, жажды наживы и собственного обогащения, отсутствия гуманизма. Сейчас я уйду в какой-то пафос, но, тем не менее, какие-то базовые вещи должны существовать. И театр должен призывать к этим базовым вещам, к тому, что не надо врать.
Но только надо говорить про человека. Меня больше всего раздражает, когда начинают говорить, что у театра большая гуманитарная миссия и мы должны делать вид, что у нас всё хорошо. Нам же объясняют, что, даже если говорим про плохое, то должны показать некий «свет в конце тоннеля». И этот свет в конце тоннеля есть, вот только надо к нему идти, а не рассказывать, что мы уже пришли к нему.