Журнал ТЕАТР. Рассказывает о IV Всероссийском фестивале-конкурсе камерных спектаклей, прошедшем в конце февраля в Новосибирске.
В статусе всероссийского фестиваль проводится с 2013 года (до этого был ещё «пробный» региональный), нынешний – четвертый по счёту – предстал в существенно обновлённом формате. Связано это с тем, что поменялся его основной организатор: из-под крыла Новосибирского государственного театрального института он перешёл в организационное подведомство новосибирского Молодёжного драматического театра «Первый театр», сохранив финансовое опекунство Министерства культуры Новосибирской области. Не просто молодёжный, но и молодой Первый театр, уже испробовавший все прелести и тяготы иммерсивного партиципаторного искусства и театра doc., летом взбудораживший город протяженными уличными бродилками и уличным же фестивалем «Три вороны» (возглавляемым Юлией Чуриловой, арт-менеджером с большим опытом в осуществлении нестандартных перформативных проектов), развернул «Один. Два. Три» лицом к сегодня. Во-первых, был проведён частичный ребрендинг с изменением логотипа, стиля и цветовой гаммы в оформлении печатной продукции (логотип сохранил признаки предшественника, но изменился в сторону большей яркости и стильности, утратив при этом прелесть хенд-мэйда и налёт некоторой олдскульности); во-вторых, эксперты фестиваля отобрали спектакли, поставленные исключительно по современной драматургии, либо вовсе лишенные драматургической основы и созданные, скорее, в практике постдраматического перформанса; такое ощущение, что они прежде всего ориентировались на остро-социальную направленность – темы современного рабства, солдатской срочной службы, жестокости, смерти, тотального одиночества, невозможности найти общий язык между поколениями и гендерами господствовали в основной и иностранной off-программах (куратор Ника Пархомовская).
Кроме того, как и положено современному фестивалю, он «оброс» рядом рекламных мероприятий, предваряющими паблик-токами в, казалось бы, мало подходящих для этого местах (пивном баре, например), а также солидной просветительской и обучающей программой: лекциями, обсуждениями спектаклей, мастер-классами. То есть фестивальная программа не только развлекла новосибирского зрителя, но и принесла ему пользу, что тоже соответствует актуальной театральной парадигме, в которой сценическое искусство оценивается зачастую с учетом его социальной значимости, а не только художественного совершенства.
И всё же без анализа художественных впечатлений не обойтись, поэтому коротко о некоторых спектаклях. Пожалуй, лично для меня самым тяжёлым испытанием стал спектакль «Магазин», поставленный Дмитрием Зиминым в екатеринбургском «Центре современной драматургии» по пьесе Олжаса Жайнадарова. Как предупреждает мини-буклет фестиваля: «жуткая история, основанная на реальных событиях». Надо сказать, история настолько жуткая, что в её реальность даже как-то и не верится, или верится не вполне. Во всяком случае, создатели спектакля не нашли средств для её убедительного воплощения. На сцене две современные, одинаково бедно одетые восточные женщины – хозяйка (Гюльнара Гимадутдинова) магазина в Москве и его работница (Екатерина Соколова), связанные отношениями «палач – жертва». Из их параллельно движущихся «жутких» рассказов, артикулируемых бесстрастно и даже безэмоционально, складывается история мигрантов, загнанных в угол несправедливостью и жестокостью и от этого теряющих человеческий облик. Режиссура, мягко говоря, лаконична – героини почти весь спектакль сидят, замерев каждая на своём стуле, иногда скупо жестикулируют, хозяйка несколько раз встаёт и ложится на пол напротив экрана, на который транслируется видеозапись внутреннего интерьера небольшого магазинчика, но быстро возвращается на место – смысл этих движений разгадать непросто, если он вообще есть. Аскетично и художественное оформление – сценическое пространство темно и черно. Надо бы сосредоточится на героинях – но перед нами не живые люди, а символы, обозначения, метафорические фигуры, не вызывающие ни сочувствия, ни негодования. Поэтому позволю себе не согласиться с решением жюри, отметившим спектакль за лучший дуэт (Итоги фестиваля-конкурса опубликованы здесь).
Уж если говорить об ансамблевости, то она, как ни странно, ярко проявилась в моноспектакле «Говорит Москва» по пьесе Юлии Поспеловой. Его поставил Александр Ряписов в Творческом объединении ГранАрт в Нижнем Новгороде, а исполнила актриса очень богатого дарования Наталья Кузнецова. Спектакль этот уже известен критикам, описан ими, высоко оценён и отмечен фестивальными призами, поэтому – без подробностей и только о двух наблюдениях, которые представляются важными. Актриса, разыгрывающая в своём монологе историю взросления девочки, волею судьбы являющейся дочерью тирана (Сталина), а в подтексте, созданном театральными средствами, и историю целой страны определенного периода (сталинского СССР), вступает в очень органичные ансамблевые, партнерские отношения с публикой и всем театральным пространством. Нет, это не иммерсивный спектакль, зрителей не поднимают со своих мест и не предлагают им сыграть роли, тем не менее, они несомненно чувствуют свою вовлеченность в происходящее, тонкую связь с героиней. Исполнительница не только виртуозно играет своим актерским и вокальным голосом, но и мастерски завладевает аудиторией, как бы ведя разговор с каждым зрителем персонально. Однако есть обоснованные опасения, что для публики младше сорока смысл скорее поэтичного, чем документального драматургического текста остаётся непонятным в полной мере: кто же эта таинственная дочка, кто ее странный отец, дядя Серго и дядя Семён? что случилось с мамой? Исторические события, которые творчески отрефлексированы в пьесе, не так далеки от нашего времени, чтобы типизироваться и подняться на вневременной уровень, но и не так близки, чтобы все имели о них волнующие воспоминания.
Шквал эмоций обрушился на зрителей моноспектакля Романа Кагановича «Сибирь» Театра ненормативной пластики из Санкт-Петербурга. Темпераментный и довольно молодой артист Сергей Азеев (приз за лучшую актёрскую работу) пронзительно и остро сыграл историю старика, доживающего последние дни в богадельне, куда, расчищая себе жизненное пространство, отправили его самые близкие родственники. Эта тема – болезненная, по-настоящему страшная и вполне пригодная для создания тонкой экзистенциальной драмы, в спектакли решена «крупными мазками», наполнена страстными переживаниями, пылким протестом. Его герой слабеет, но не желает сдавать свои позиции Человека, обладающего оригинальной личностью, собственным мнением и желаниями, сохраняет чувство собственного достоинства и великодушие до конца – и это придаёт постановке статус оптимистичного гуманистического высказывания.
В результате впечатления от фестиваля двойственные. Безусловно, современное искусство и социальная тема должны органично вписываться в культурный контекст, как минимум присутствовать в нём. Однако в Новосибирске уже существуют фестивали современного театра – и «Три вороны», о которых шла речь выше, и дебютировавший в конце прошлого года «Хаос», поэтому найти своё место на этом поле не так просто, во всяком случае, это требует тщательной работы. Да и отбор сложился так, что лучшими в программе оказались спектакли, созданные хоть и на актуальные темы, и по современной драматургии, но вполне традиционными способами, что, собственно, отражено и в решении жюри (в части основных номинаций).