В Новосибирске завершился Всероссийский фестиваль камерных спектаклей «Один. Два. Три». Фестиваль проводился Молодежным драматическим «Первым театром» (продюсер Юлия Чурилова, куратор иностранной программы Ника Пархомовская) и помимо конкурсной программы (восемь отечественных спектаклей) вместил разнообразную офф-историю: лекции, мастер-классы по социальной хореографии и современному танцу и два показа зарубежных театральных проектов из Швейцарии и Финляндии. В итоге — семь полноценных, насыщенных дней. Мало не показалось.
«Никакой классики» — именно так позиционировал себя фестиваль. Классики действительно не было. В драматических спектаклях — сплошь современная драматургия, причем драматургия топового уровня. А два иностранных («The Days», «Buzz Riot») и один отечественный («Одуванчики») хореографические проекты реализованы в кросс-жанровом или даже в кросс-родовом поле.
Неизвестно, была ли это задумка отборщиков, или так вышло случайно, но фестивальная программа четко разделилась на два несхожих и вполне самодостаточных блока. Традиционные нарративные драматургические конструкции состязались с открытыми для интерпретации историями. Возможно ли такого рода состязание — большой вопрос.
RUSSIAN DRAMA
Главные дипломы «Один. Два. Три» получили уже известные отечественные фестивальные хиты «Пилорама плюс» по пьесе Натальи Милантьевой из Волковского театра г. Ярославль (отмечен как лучший спектакль), «Говорит Москва» студии «Гран-Арт», Нижний Новгород, по пьесе Юлии Поспеловой (лучшая работа режиссера — Александр Ряписов), «Сибирь» Театра Ненормативной Пластики, Санкт-Петербург, режиссер Роман Коганович (диплом за лучшую работу актера Сергею Азееву) и «Магазин» по пьесе Олжаса Жанадайрова Центра современной драматургии, Екатеринбург, режиссер Дмитрий Зимин (приз за лучший актерский дуэт).
Все эти разные работы объединены неким набором общих факторов. Во-первых — сильная остросоциальная драматургия в основе спектакля. Юлия Поспелова, Олжас Жанадайров, Наталья Милантьева — лидеры современной российской драмы. И «Говорит Москва», и «Магазин», и «Пилорама плюс» отмечены ведущими российскими фестивалями и конкурсами. Каждая из этих пьес исследует природу травмы, в их основе — сильный и глубокий внутриличностный или межличностный конфликт. Травмированный чеченской войной Саня в пьесе Милантьевой продолжает плодить насилие в мирное время, превращая и свою жизнь, и жизнь окружающих в смертельный бой. Маленькая дочь большого тирана, хозяйка кремлевского замка, Светлана Аллилуева не может найти опоры в действительности — страшный русский двадцатый век предстает в ее глазах пасторальными картинками с налетом досады и обиды на такого близкого и такого далекого папу, Иосифа Сталина. Изуродованные традицией, религиозными максимами и национальной гордостью казашки в «Магазине» Олжаса Жанадайрова пытаются адаптироваться в Москве, калечат и убивают друг друга. В монопьесе немецкого драматурга Феликса Миттерера «Сибирь» раскрывается история выброшенного на обочину жизни австрийского ветерана Второй мировой. Оказавшийся не нужным ни семье, ни государству старик пытается держаться принципов справедливости, чести, человечности. Но и эти принципы, и сам герой очевидно обречены.
Помимо тяжелого, заряженного трагедией материала, другой объединяющий фактор — режиссерская работа. Совершенно разные подходы к интерпретации драмы все же имеют схожую черту. Авторы спектаклей так или иначе усиливают драматизм материала визуально, мизанcценически, темпоритмом, актерской игрой. Как результат — травма героев ошеломляет зрителя и оставляет его один на один с ее последствиями. Обсуждений после этих показов не было. И, возможно, обсуждения были бы здесь бессмысленны.
ПРОТИВ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Совершенно иной природы и структуры спектакли (спектакли ли это?) другого кросс-жанрового фестивального блока.
Проект «Одуванчики» — уникальный случай совмещения драматургического текста и хореографии. Денис Чернышов — и танцовщик, и донор истории, и главный герой «Одуванчиков» одновременно. Спектакль — это и словесный рассказ Дениса о своей службе в военно-десантных войсках, и танец о службе. Из молодого салаги он движением и словом «выпиливает» настоящего бойца. «Одуванчики» — в какой-то степени тоже спектакль о травме. Но в разговоре о ее природе и последствиях он оставляет зрителю пространство для размышления, спора и даже сопротивления.
Сегодня, когда в обществе и в театре усиливается феминистская повестка, интересным и дополняющим ее выглядит взгляд на проблему маскулинности. Стойкость, мужество, сила, терпение, стальной характер — в «Одуванчиках» эти традиционные мужские ценности мы видим в становлении. Инициация мужчины в обществе, а тем более в военном коллективе непременно сопряжена с насилием. В «Одуванчиках» герой проходит буквально ломку личности и тела. При этом манера подачи материала — ироническая, поэтическая («армейский шоколад ни в чем не виноват») и даже местами лирическая. Еще раз. На секундочку — это спектакль о службе в ВДВ в форме танца и рассказа самого десантника.
Удивительным образом месседж спектакля и интерпретация его послания самим перформером разнятся. На зрительском обсуждении выяснилось, что моменты, которые более половины аудитории восприняло как насильственное принуждение юноши к роли бойца, для перформера — норма, необходимая для развития настоящего мужчины.
По итогам фестиваля Денис Чернышов получил специальный приз «За я-высказывание в танцевальном спектакле».
«Коромысли» — маленький (сорок минут) спектакль-концерт фольклорной песни от Мастерской Крикливого и Панькова. Если «Одуванчики» работали со словом и движением, то «Коромысли» удивили и очаровали неординарным совмещением драматургического текста, музыки и актерского существования. Три темноволосые девушки в черных одеяниях поют традиционные народные русские песни в черной комнате. Поверх голов девушек проектор выводит драматургически выстроенный текст о природе, истоках и смысле русского фольклора. Так рождается сложный полилог: героинь с песней, героинь с текстом, зрителя с песней, с текстом, с героинями. Общение во многом построено на смысловых контрапунктах. Девушки признаются, что совершенно не разбираются в русском фольклоре, и тут же филигранно его исполняют. Страшные песни оказываются праздничными, свадебными. Традиция представляется не тем, чем казалась до этого (русский фольклор и Надежда Бабкина — совершенно разные вещи, оказывается). У спектакля есть и просвещенческий пафос, и обаяние интимного разговора. Ну и просто-напросто это прекрасно исполненный концерт. Спектакль получил приз Ассоциации театральных критиков.
Два спектакля из международной программы — хореографические. Это социальная хореография «The Days» и танцевальный перформанс «Buzz Riot». Совершенно разные по направленности и технике, они дают новое представление о возможностях хореографии как в социальном поле, так и в поле видеоарта.
Проект «Buzz Riot» из Швейцарии — перформанс, в котором танцовщики сосуществуют с ярким и разнородным видеоконтентом, иногда дополняя, иногда обыгрывая его, иногда работая совершенно вне контекста картинок. «Buzz» — «опьянение» в переводе с английского. Сам спектакль — размышление об опьянении современного человека бесконечным разнообразием цифровых образов. На сцене двое. «Он» и «Она». Роли определить трудно. Они — то узнаваемые медийные супершпионы, то безликие фигуры в противогазах, расточающие вокруг себя струйки влаги из ароматизаторов, то наделенные сексуальным потенциалом девочка с крылышками и мальчик с рожками жучка. «Он» и «Она» хаотично, но ритмизованно двигаются под все ускоряющуюся и затягивающую транс-музыку. В центре сцены — большой полиэкран, на котором также хаотично и ритмизованно сменяют друг друга разнообразные визуальные коды. В финале на экране тиражируется ядерный взрыв, который тут же сменяется образом маяка в скалах, якобы дарящего зрителям надежду. «Buzz» — казалось бы, спектакль о кризисе современного типа мышления, но в нем умело устранены острые и однозначные для интерпретации моменты. «О чем конкретно перформанс?» — точно ответить невозможно, но то, что он полон напряжения, затягивающей магии, отметили многие на обсуждении.
Обсуждением же, превышающим сам показ практически в два раза, закончился и финский социальный проект «The Days. Дни нашей жизни». Это хореографическая композиция, исследующая взаимоотношения близких людей на разных этапах совместной жизни. На сцене двое — Мужчина и Женщина. Спектр их состояний — от полного принятия и единения с Другим в начале до полного разрыва, ухода. Во второй части спектакля после многих вынесенных за скобки лет на сцене вновь двое — Мужчина и Женщина, постаревшие и в то же время исполненные нежности, которой так не хватало им раньше. Несмотря на ясность и образов и обнадеживающего послания, «The Days» не трактуется однозначно — в танце нет как такового нарратива, единой сюжетной линии. Важно в конечном итоге не куда ведет спектакль, а чем он наполнен. «The Days» — спектакль об исчезающей человеческой нежности, когда так хочется просто прикоснуться к близкому человеку, чтобы запомнить его, сохранить в памяти навсегда.
«The Days» интересен еще и тем, что это социальный проект. В течение нескольких дней танцовщики Мария Нурмела и Вилле Ойнонен проводили мастер-классы по хореографии для людей старшего возраста и в итоге определили пару, которая наравне с авторами участвовала в спектакле. Танец новосибирцев, мужчины и женщины, под томную музыку Нины Симон в финском спектакле был особенно теплым и проникновенным. Как, собственно, и сам фестиваль, удивительным образом сумевший соединить совершенно разнородные спектакли в единую яркую программу.