В марте ожидаются первые показы спектакля «Грибы» по пьесе Натальи Зайцевой, а ориентировочно в мае — «Мультики» по одноименной книге Михаила Елизарова. Каждое название, как минимум, запомнится зрителям своей нетривиальной концепцией преступления грани между мирами, по максимуму же – откроет новым для театральных подмостков текстам дорогу в большую сценическую жизнь.
Наталья Зайцева – журналист, драматург и режиссер. Работала в журнале «Русский Репортер», Электротеатре Станиславский и Центре имени Вс. Мейерхольда. Автор (или, как утверждают интернет-страницы, авторка) пьес «Siri», читку которой около года назад организовывал «Первый театр» в тандеме с действующими учеными, «Абьюз» и, конечно, «Pilze / По грибы», что вот-вот войдет в репертуар самого молодежного из новосибирских.
«По грибы» — самое «свежее» название. За свой недолгий век пьеса прошла через горнило несколькихпубличных читок и добралась до шорт-листа фестиваля молодой драматургии «Любимовка 2019» как одно из самых любопытных философских размышлений об альтернативной реальности. В интеллектуально-фантастическом рассказе о бессмертии и волшебных грибах, которые экспериментируют с проектом человечества, три героя, идентифицированные автором как Один, Другое и Третье, отправляются, в лес на «тихую охоту», но вместо идиллического блуждания меж деревьев совершают экзистенциальный трип и оказываются в альтернативной России.
«Для меня важны две вещи: конечность нашего существования, и то, что мы, возможно, на самом деле доживаем последнее столетие как вид, — рассказывает в одном из интервью драматург Наталья Зайцева. — Мне кажется, на нашем политическом горизонте до сих пор находятся проблемы, которые по сути локальные, а не глобальные, типа несменяемость политической власти, не до конца осмысленные советские репрессии. Это все важно, но то, что сейчас происходит в мире идей на планете – это штуки, связанные с ожиданием конца, с глобальным потеплением, с перенаселением, с ростом миграции, с перепотреблением, с огромным пятном мусора в океане».
Над сценической версией «Грибов» в компании артистов «Первого театра» работают новосибирские постановщики — режиссёр Полина Кардымон и художник Евгений Лемешонок. Премьера пройдёт 12 и 17 марта в 19:00 в Лофт-парке «Подземка». «Три грибника переступили грань между мирами и узнали истинные законы мироздания, — анонсирует спектакль пресс-служба «Первого театра». — Откуда все началось и где все закончится. Каково место человечества в этом мире и что останется после нас? В спектакле, меняющем сознание, апокалипсис произошел, человечества больше нет. Все случилось без 4-х всадников и атомной заварушки, и даже не из-за проблем с экологией. Реальные мейкеры конца света – грибы. Человечество – не более чем неудачный проект. Это – вполне подлинная история конца человечества».
Следующая премьера в «Первом театре» случится ближе к концу сезона. Режиссер Георгий Сурков поставит роман Михаила Елизарова «Мультики». Над инсценировкой работает новосибирский поэт Андрей Жданов.
Михаила Елизарова – один из самых противоречивых современных российских авторов. Одни считают, что его проза притягивает, будоражит, действует, не оставляя ни единого шанса читательскому равнодушию. Другие держат за явного маргинала и производителя «адского трэша». Так или иначе, у писателя, выпустившего около десятка художественных произведений и имеющего репутацию очень странного, застрявшего между реальностью и фантасмагорией человека, неплохой премиальный фонд – «Русский букер» за роман «Библиотекарь», «Нос» за сборник рассказов «Мы вышли покурить на 17 лет» и без пяти минут победа в «Национальном бестселлере» за роман метафизического воспитания «Мультики», который именно в Новосибирске начнет свою сценическую историю.
Главный герой романа — советский подросток конца восьмидесятых. Место действия — окраина промышленного мегаполиса, где шпана зарабатывает деньги на показе «мультиков» зазевавшимся гражданам: девушка распахивает шубу, под которой ничего нет, а сопровождающие стрясают с ошарашенного прохожего червонец. «Мультики видел? Теперь плати». Картина эпохи маслом — драки, дешевый портвейн, сигареты за гаражами, запущенная учеба, пьяные случки с сомнительными девицами и, конечно, гоп-стоп. Однако неожиданно «произведение о детстве» трудного подростка трансформируется в сюрреалистический кошмар. Реальность подменяет безумная спираль мистификации, пространство и время мутируют, обнажая бездну. «Мультики» выросли из детства, так что я их не придумывал. В основу положены личные воспоминания, — утверждает Михаил Елизаров. — Я просто их чуть романтизировал и убавил драматизм — чтобы не смущать читателя».