Автор: Екатерина Кащеева
Издание: UU | Журнал Under the Universities / Межвузовское СМИ
Оригинал: Ссылка на оригинал
Дважды пьесу запрещали, дважды Мольер её переписывал. Триста лет критики и похвалы, уступавшие друг другу в течение времени. И вот она перед нами — на малой сцене Красного факела.
Знакомьтесь, спектакль «Тартюф» по одноимённой пьесе Мольера в постановке «Первого театра».
Режиссёр-постановщик — Павел Южаков.
Эта пьеса — о молодом человеке по имени Тартюф, который втёрся в доверие к хозяину дома, Оргону. Он смотрит на гостя, как на чудо: бескорыстный, набожный, скромный. Но если бы всё было так просто. Надевая маску ханжи, Тартюф прятал своё истинное лицо жадного, корыстного мошенника, главным оружием которого стало лицемерие.
Идеей Мольера было показать в образах героев пьесы большое социальное явление: религиозную ложь, которая была воплощена в Тартюфе, ограниченную французскую буржуазию той эпохи, представленную в Оргоне. Но есть ли связь с современными реалиями?
В этой постановке всё по современным канонам — ярко, дерзко, безумно. Не было накрахмаленных воротничков, пышных платьев и париков. Вместо них — модная эпатажная одежда, яркие волосы и макияж. Верными спутниками героев на протяжении постановки становятся их дерзость, рэп и дым кальяна.
— Мы не играли ту эпоху, в которую была написана пьеса. Наш режиссёр перенёс её в современное время, — говорит Захар Двожецкий, исполнитель роли Тартюфа.
Место действия спектакля напоминает лофт, где основные предметы интерьера — шесть стульев, зеркала и красный комод — часто меняют своё положение на сцене. Всё в бело-красных тонах, намекает на две противоборствующие стороны. За всем этим стоит необычный стул — красная лестница, а наверху — белое мягкое кресло, прикрытое облаком. Нетрудно догадаться, кому принадлежит это возвышение.
В образах героев присутствует гипербола. Во всём: в действиях, манере разговора, и даже в костюмах. Излишняя вульгарность, насыщенность образов показывает их протест по отношению к главному герою и отцу семейства.
Идолопоклонничество Тартюфу не завуалировано за сложными сценами и фразами, а показано прямо и открыто — Оргон протирает перила Его «трона», что бы ему ни говорили, всё время пробирается всё больше к Тартюфу, тянется к нему, как к святому. А святой в постановке одет во всё чёрное — сразу показывается сущность Тартюфа, подсказывая даже не читавшим пьесу, каков он на самом деле.
Одними из главных образов как в пьесе, так и в постановке, стали Клеант, брат супруги Оргона, Эльмиры, и Дорина, горничная. Второстепенные персонажи несли основную мысль, пытались обличить зло. Многие монологи в спектакле представлены рэпом или лирическими песнями.
— Мне тяжело было принять образ своей героини, потому что она хитрая, она лиса. Наверное, потому что мне это не свойственно, и я не поняла сначала, как её показать. И уходила в агрессию. Павел Валентинович говорил: «Ты агрессируешь. Она не может злиться. Не злись!» Я очень долго думала, как перестать злиться, как сделать то, что нужно. Надеюсь, что получилось, — говорит Алина Трусевич, исполнительница роли Дорины.
Одной из центральных сцен спектакля стал диалог Клеанта и Тартюфа. Она сделана подобно суду: стулья с двух сторон, и по бокам сами противники. Клеант защищает провинившегося сына, так же нагло и дерзко, как и весь его образ, с помощью речитатива, Тартюф же отвечает ему мягко, вежливо. На суде присутствуют также остальные герои пьесы, но они ничего не говорят (по Мольеру в этом действии разговаривают двое).
Несмотря на то, что в постановке присутствует множество деталей, присущих современности, действия пьесы не менялись и имели такой же чёткий порядок, как и в произведении Мольера.
В постановке также присутствуют символы и отсылки. К примеру, сцена ссоры отца и дочери. Мариана в знак протеста выбегает в балаклаве и с гитарой. Здесь прослеживается отсылка к известной российской феминистской панк-рок-группе Pussy Riot, каждое выступление которой проходит в форме несанкционированной акции в непредназначенных для этого местах. Музыкальная шкатулка в руках у Оргона. Догадаетесь ли вы, что она значит? Думаю, нетрудно догадаться, если знать, кто её вручил.
Посыл спектакля — это представление событий трёхсотлетней давности в современной интерпретации. Часть сцен юмористична, но это вовсе не значит, что они смешны. С помощью смеха показать абсурдность ситуации — самый лёгкий путь к осмыслению происходящего. Некоторые сцены заставляют смущаться, некоторые — жалеть недалёкого героя. Но все они заряжены одной целью — заставить зрителя задуматься: а существуют ли Тартюфы сейчас? Они есть, хотя, может быть, существуют не в образе набожного ханжи.
В следующий раз показ спектакля «Тартюф» состоится 30 октября 2018 года в лофт-парке «Подземка». Успевайте купить билеты и проникнуться слиянием эпох.