Краткое руководство для желающих вникнуть в театральную кухню поставили в новосибирском «Первом театре».
Наконец в Новосибирске появился спектакль, на который можно без зазрения совести тащить целый класс детей, а также их родителей. Журналист, драматург и убежденный антифашист Карел Чапак, конечно, сам по себе хорош – и без всякого там театра! – со всеми своими саламандрами и роботами. Но так уж получилось, что именно о сцене этот чешский писатель знает совершенно все. И даже больше.
Что именно знает о театре Чапек, он сам же подробно описал в юмористическом очерке «Как ставится пьеса». А режиссер Павел Южаков вместе с актерами «Первого театра» перенес этот самый очерк на сцену. Получился бодрый капустник на закулисную тему с элементами кукольного театра и комедии масок. Показывают спектакль на сцене новосибирского Театра кукол – так что, все логично.
В процессе представления актеры, режиссер, помощник режиссера, администратор, директор театра, а также монтировщики и все остальные расскажут о себе такое, о чем зритель обыкновенно даже не подозревает. Расскажут и покажут – используя максимальное количество выразительных средств, при минимальных затратах на их сценическую реализацию.
В этом смысле аплодировать имеет смысл в первую очередь художнику спектакля, Николаю Чернышеву: сценография одновременно лаконична и полифункциональна. А светомузыкальные эффекты изобретательно дополняют ее и открывают в совершенно альтернативном свете.
Процесс рождения спектакля показан со всех сторон, – глазами автора пьесы и театрального коллектива. Сейчас же вообще модно все «раскладывать на атомы». И автор (Сергей Троицкий) – тут же, ходит по сцене и очень переживает за свое детище: ведь, как известно, самое главное чудо театра заключается в том, что спектакли вообще идут. При такой-то сложной внутренней организации процесса. Пьесы-то писать куда проще, да же?
Семь актеров играют 36 ролей. Превращаясь из одного персонажа в другого тут же, за «дырявой» ширмой на сцене, они создают непрерывный людской поток из кулисы в кулису. И действительно: кто их всех знает, этих самых бесконечных театральных людей, которые и на сцене-то, бывает, не появляются! А Чапек бросает зрителю полную колоду карт для сеанса одновременной игры.
Модный режиссер (Андрей Мишустин), живущий в каком-то своем мире, вынужден еще параллельно выполнять план по спектаклям, разбираться со своими бесконечными пассиями и приводить в рабочее состояние все вокруг. Директор (Дарья Тропезникова) – регулирующий психическое состояние коллектива и борющийся с текущими потолками в гримерках. Совершенно прекрасен хореограф в исполнении Сергея Гуревича. И конечно, пожарный, который появляется в самый неожиданный момент – почти мультипликационным образом. Рассказывать обо всех не имеет смысла. Имеет смысл это видеть.
Конечно, у драматурга есть свои резоны, чтобы иногда и очень зло пошутить над тем, что происходит за кулисами: в конце концов, он на собственной шкуре испытал, что значит «дать вылежаться пьесе в театре, пока она не начнет попахивать». Но в целом, юмор этот добрый, семейного характера – так смеются над родственниками и друзьями. И хорошо, что на сцене текст не превращается самобичевание, а оборачивается всего лишь легкой самоиронией.
П.С. В ближайшее время спектакль «Как ставится пьеса» можно увидеть 28 апреля и 16 мая на сцене Театра кукол. Разумеется, только в том случае, если вы успеете купить билеты.