Чем может быть интересно на сцене поколение конца 90-х и из чего складывается тернистый путь пьесы к своему зрителю? В «Первом театре» репетируют Пулинович и Чапека.
Репетиция спектакля «Как ставится пьеса».
Чёрный квадрат глубокой сцены, зал с высоким ступенчатым подъёмом на 130 мест и высокие потолки — на это театральное пространство ещё не ступала нога зрителя. Новую сцену «Первый театр» обустраивает в концертно-театральном центре «Евразия». Ремонт медленно, но продвигается. Поддержку театру оказывает министерство культуры НСО. И сейчас, кажется, осталось совсем немного до первого звонка. Дело за профессиональным светом и установкой зрительских кресел. Пока спектакли театра идут в Доме актёра, репетиции проходят на новой площадке. Вот и сейчас, когда театр готовит сразу две премьеры, на сцене то девичьи слёзы, то смех и буффонада.
Камерную атмосферу спектакля «Наташина мечта» диктует сама пьеса. Молодой популярный сегодня драматург Ярослава Пулинович написала её несколько лет назад. Пьесу активно ставят в российских театрах. По словам режиссёра спектакля, художественного руководителя «Первого театра» Павла Южакова, как всякая хорошая драматургия, она успела «отстояться». «Наташина мечта» — очень личный разговор о поколении конца 90-х — начала 2000-х. Три героини шестнадцати лет, три Наташи, из разных социальных сред, с неравными возможностями, но с одной мечтой о сказочной Любви. При всей кажущейся простоте спектакль о юношестве может быть интересен разным поколениям, материал цепляет своими вневременными ощущениями и характерным отсылом к вполне определённому времени.
— Что такое конец 90-х — начало 2000-х? Взрослые были заняты выживанием, искали работу, сажали картошку, дети же росли сами по себе. И это оставило серьёзный отпечаток. Сегодня мы пожинаем плоды — дети, выросшие в то время, готовятся управлять государством. Как случилось, что два поколения были брошены? Во что это выльется? Чем больше мы анализируем прошлое, на мой взгляд, тем больше понимаем о нашем будущем, — размышляет режиссёр. Для него самого эта работа не только возможность вернуться в собственную молодость, но и узнать больше о том, как растут и взрослеют девочки, — дочери Южакова сейчас шесть лет. По его словам, вся мужская часть труппы с трепетным вниманием относится к готовящейся премьере. В спектакле заняты актрисы театра Дарья Тропезникова, Карина Мулева и Ксения Шагаевская. Премьерные показы спектакля «Наташина мечта» состоятся 5 и 28 февраля на сцене Дома актёра. Художник Егор Овечкин.
Гораздо веселее проходят репетиции спектакля по остроумному произведению Карела Чапека «Как ставится пьеса». Это и не пьеса вовсе, а заметки известного драматурга, рассказавшего об этапах создания спектакля с большой долей юмора. Режиссёр Павел Южаков переводит этот рассказ в жанр кабаре. Он сам сполна испытал на себе перипетии театрального процесса, за плечами больше тридцати пяти постановок в качестве режиссёра на разных площадках Новосибирска и за его пределами, одна из них — «Красная шапочка» — больше десяти лет идёт на сцене Новосибирского городского драматического театра Сергея Афанасьева, наконец, собственный актёрский опыт. Одним словом, есть откуда черпать примеры.
— Мы определили жанр как кабаре или «ликбез для изумлённой публики». Это для тех, кто хочет понять, как делается спектакль. Человеку свойственно интересоваться тем, как устроен мир. Сейчас на телевидении много таких передач, я сам люблю смотреть, как устроены какие-то механизмы, как работают заводы, — рассказывает Павел Южаков. — Наш спектакль направлен на то, чтобы рассказать публике, как работает театр, с какими сложностями и проблемами сталкивается во время создания спектакля, какой тернистый путь проходит пьеса от замысла к воплощению. Театралам будет интересно сравнить, новичков ждут настоящие открытия. Так что в некотором смысле мы берём на себя просветительскую функцию.
Буффонную историю о мире театра во всём его многообразии — от интриг до премьеры, от начальственного самодурства до самоотверженности монтировщика — представят в середине марта на сцене Дома актёра. В спектакле занята практически вся труппа «Первого театра». Художник Николай Чернышёв.
Кстати, большая часть труппы «Первого театра» — недавние выпускники Новосибирского театрального института. Азам профессии обучались у своего нынешнего худрука Павла Южакова, доцента кафедры актёрского мастерства и режиссуры НГТИ. Собственно, театр-студия и задумывался им как возможность молодым артистам активно себя реализовывать, работать над серьёзными ролями.
Марина ШАБАНОВА
Фото Валентина КОПАЛОВА