Автор: Яна Доля
Издание: Честное слово
Оригинал: Ссылка на оригинал
№ 30(1013), 03.08.2016 г.
Как поставить советскую пьесу в современных реалиях? Как сделать так, чтобы она была актуальна? Да еще изобразить на сцене такую человеческую сверхспособность, как телекинез? Ответы дает новосибирский Первый театр
Режиссер Павел Южаков всегда умел мыслить нравственными категориями и интересным театральным языком. Другими словами — умел преподать зрителю урок доступными средствами. В спектакле «Феномены» по пьесе Григория Горина ему это удалось сделать даже посредством комедии.
В пьесе рассказывается о том, как женщина-ученый Елена Ларичева собрала в гостиничном номере трех людей, которые, как она считает, обладают феноменальными способностями: Михаил Прохоров двигает предметы мыслью, Евгений Иванов мысли угадывает, а Сергей Клягин видит сквозь стены. Именно считает, потому что, увы, феноменом оказывается всего один, да и тот накануне смотра ученого совета успевает растерять свои способности.
Любопытно, что бутылка под взглядом Прохорова-Мишустина в самом деле поехала по столу. Можно только догадываться, как это удалось постановочной труппе (никаких магнитов невооруженным глазом не было видно).
Однако ж главное в пьесе другое — как сохранить человеческое лицо. У Прохорова есть брат, косвенно виновный в смерти их матери, и, возможно, в пьесе имеется скрытый подтекст, что феномен бесчеловечности как раз именно он, а все остальные — люди с большой буквы.
Спектакль изобилует юмором, в нем даже имеются элементы мюзикла, игра актеров живая и интересная. Единственное маленькое недоразумение, которое я наблюдала — это очевидный анахронизм. Так, действие происходит в советское время (и это ощущается в стилистике спектакля), однако Иванов-Троицкий носит в ухе наушник для переговоров по мобильному телефону (при этом спрашивает: «Мне никто не звонил?»), платье стоит 2000 рублей, прямо как в наше время, и герои делают селфи.
Яна Доля, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»