Новосибирск прославился на всю страну спектаклем про ёжика, принуждающего белочку к православию, – активисты в шоке, министр культуры в восторге.
Новосибирская культурная жизнь в очередной раз прославилась на весь русскоязычный интернет. Новый герой обсуждений на форумах и в пабликах – православный ежик. Он утопил при попытке крещения белочку-безбожницу, фанатку Мэрилина Мэнсона. Белочка и ежик – герои одной из частей триптиха "Песни о Родине", поставленного в театре "Глобус". Другие части – по Пелевину и Глуховскому, но особую известность приобрели именно православные зверюшки: на крыльях абсурда и спешно выказанного возмущения православных активистов сюжет разлетелся по блогам и новостным лентам страны. Есть ли в спектакле что-то обидное или хотя бы провокационное – и почему нашему городу нужны такие постановки – в материале НГС.АФИША.
5 и 6 февраля на малой сцене театра "Глобус" прошла премьера трех мини-спектаклей с пометкой 18+, объединенных названием "Песни о Родине". Режиссеры Павел Южаков, Дмитрий Егоров и Алексей Крикливый адаптировали для сцены современную прозу Дмитрия Глуховского, Майи Кучерской и Виктора Пелевина. Каждая из частей длится около получаса, они идут без антракта. "Сегодня нам свойственно монтажное, клиповое сознание, поэтому формат "короткометражного" спектакля должен пользоваться популярностью. Мы исследуем исключительно российский менталитет, истории, которые могли произойти только в России. Нам интересны ответы на вопросы: чем мы отличаемся от других? Почему наша история развивается именно так, а не иначе?" – говорит режиссер Павел Южаков.
Южаков поставил рассказ "Благое дело" Дмитрия Глуховского. Широкой публике Глуховский известен постапокалиптическим романом "Метро 2033". Герой "Благого дела" – честный милиционер Антон (артист театра-студии "Первый театр" Егор Овечкин), одной рукой обнимающий комнатную березу в горшке, другой – стакан с дешевой выпивкой. Когда он узнает о том, что чиновники-взяточники на самом деле – пришельцы, Антон отдает последние деньги на ремонт космодрандулета, лишь бы они перестали есть бюджет и убрались с миром на свою планету. Глуховский пишет просто, без толстовской назидательности, но в то же время очень симпатично. И Павел Южаков переносит эту симпатичность на сцену, вслед за Глуховским – беззлобно, хоть и немного нервно, посмеиваясь над привычным бытием.
Главреж "Глобуса" Алексей Крикливый в "Песнях о Родине" с разрешения автора взялся за ранний рассказ Виктора Пелевина "Хрустальный мир". События разворачиваются в Петрограде в 1917 году. Два юнкера (Никита Зайцев и Никита Сарычев) охраняют улицу Шпалерную от всяких «штатских…», включая – по замыслу Пелевина – Владимира Ленина. В спектакле внимание на нем не акцентируется, зато вдоволь разговоров о смерти культуры, немецкой философии и кокаине. Вокруг юнкеров – грязь, кровь и прочая романтика предстоящего переворота. Но молодые военные, как и все герои Пелевина, существующие в матрице, найдут из нее выход: после укола эфедрина петроградский пейзаж стал удивительно хорош. И мальчишеский вопль юнкеров "Мы защитим тебя, хрустальный мир!" – вопль от внезапно найденной красоты (по пьяни ли, по трезвяни – не суть) – самое патриотичное и самое настоящее, что есть в скупом на эмоции, изящном спектакле Алексея Крикливого.
Пока юнкера приходят в себя, картавый господин с бородкой пробирается к Смольному. Что после этого стало с "хрустальным миром" – может видеть любой, в нем сейчас живущий.
Еще одна часть "Песен о Родине" – "История о православном ежике" по рассказу Майи Кучерской из сборника 2005 года "Современный патерик". Есть основания полагать, что если бы мастер абсурда Даниил Хармс как-то дотянул до наших дней и ему было бы интересно писать про церковь, то его проза была бы очень похожа на то, что создает 44-летняя Майя Кучерская, кандидат филологических наук, литературный критик, лауреат Бунинской премии и "Студенческого Букера" (за роман "Бог дождя", 2007 год), сама вообще-то православная. Среди героев ее рассказов можно найти плохого Гарри Поттера, исповедника-людоеда и батюшку-неумеху. Рассказы Кучерской – родина редкого, но милого зверя, имя которому церковный юмор. Писательница уверена: православию пора наконец улыбнуться и поговорить с современником на языке современности.
В рассказе, который перенесли на сцену режиссер Дмитрий Егоров и артисты из Томского ТЮЗа, православный ежик обратил в свою веру всех животных в лесу. И только белочка продолжала слушать Мэрилина Мэнсона (как известно с недавних пор – большого врага активных новосибирских православных). При этом наивная белочка не имела ничего против религии – и усердно кланялась, зацепившись хвостом за ветку, потому что любила физические упражнения. А еще любила орехи, чем и воспользовался ежик. Он сделал четки из орехов и пообещал, что белочка получит их, покрестившись. Лакомка-белочка поддается, влезает в реку и тонет. Лес восклицает: "Слава Богу, она умерла православной!", – но очень скоро на месте белочки появляется совенок. Из магнитофона раздается Уитни Хьюстон, да так громко, что православные звери не знают, что говорить и что им делать.
Примерно в такой же растерянности до сих пор пребывают оскорбленные, по их собственным словам, новосибирские активисты из числа верующих во главе с Алексеем Лобовым. "Параллели с Charlie Hebdo сами собой напрашиваются, такая же провокация, православный ежик или комиксы на мусульманскую тему – какая разница? Я, честно говоря, даже в растерянности и пока не знаю, какие меры мы предпримем", – прокомментировал господин Лобов.
"Понятно же, что это ирония, шарж. И я удивляюсь тем, кто этого не понял", – объясняла суть своего произведения Майя Кучерская в интервью московскому изданию TimeOut. Также Кучерская говорила, что в "Патерике" она призывает церковных людей откликаться на современный мир – и не с ожесточением, а с состраданием, и что эта книжка – это "попытка пробивания головой (и она у меня до сих пор болит) стены, стоящей между верующими и неверующими, церковными и нецерковными людьми".
Режиссер Дмитрий Егоров заверил, что не покушался ни на какие чувства, но его интересует, почему верующие, случается, навязывают другим свои воззрения – этому и посвящен спектакль. Как сообщила Тайга.инфо, министр культуры НСО Василий Кузин высоко оценил "Песни о Родине" и после премьеры аплодировал стоя.
Три части "Песен о Родине" очень разные, но без проблем укладываются в голове в единое целое. Напоминает полотно импрессиониста, от которого чем дальше отходишь, – тем больше видишь. И реакция общества на постановку, не всегда и не у всех адекватная, только расширяет горизонты видения. Вот они, герои "Песен", рядом с нами, такие же абсурдные и привычные, как на сцене. Абсурдизм – пожалуй, самый адекватный способ отражения нынешней реальности. А еще очень радостно, что в Новосибирске хотя бы на время и в одном отдельно взятом театре отказались от "модернизации" классики, сумев найти вполне современные произведения на злобу дня.