Автор: Ася Малютина
Издание: Телемир
После интервью с актером «Первого театра» Егором Овечкиным хочется совершить что-нибудь этакое: прыгнуть с парашютом, отправиться в поход к горе Белуха или хотя бы кардинально сменить имидж. А все потому, что кажется, для Егора жизнь — это большое приключение, и это отношение передается и тебе. Здоровым авантюризмом заряжалась Ася МАЛЮТИНА.
Играю роли не ради наград и достижений
Приключение первое приключилось (простите за тавтологию) с Егором, когда он вдруг решил поступать в театральное училище. Дело в том, что он никогда не мечтал стать актером, даже не думал, что сможет найти себя в этой профессии. Выбор был сделан спонтанно, за компанию: друг Егор позвал его на подготовительные курсы в театральное училище. Егор Овечкин сходил разок, и это оказалось настолько интересно, что он остался на курсах. И даже тогда он все еще не был уверен, что хочет и дальше заниматься актерством. Но, поскольку других вариантов, где бы можно было продолжить учебу после школы, у него все равно не было, решил все же подать документы в Новосибирское театральное училище. Чистой воды авантюра — идти туда, не знаю куда и главное — непонятно зачем, но все же он на нее решился. И в итоге все-таки поступил и даже проучился в училище (которое потом стало институтом), все пять лет, хотя многие, даже те, кто мечтал стать актером куда сильнее Егора, были отчислены. Из более чем 30 сокурсников Егора Овечкина до последнего курса дошли лишь чуть больше десятка. Это неудивительно, ведь занятия в театральном вузе предполагают не только то, что нужно проводить в стенах учебного заведения по 12 часов, но и то, что придется, буквально, начать жизнь с чистого листа.
— Если ты хочешь нормально учиться и добиваться каких-то успехов в профессии, то ты должен себя несколько поломать, измениться, стать другим человеком, открыть себя для новых знаний и навыков, — говорит Егор Овечкин. — И многое здесь зависит от учителя. Мне и моим однокурсникам в этом смысле повезло: спасибо нашему мастеру Александру Сергеевичу Зубову. Он не то чтобы поощрял авантюризм, но всегда давал понять, что некое адекватное творческое хулиганство — это хорошо.
Именно это понимание того, что не нужно бояться экспериментов и авантюр, наверное, и толкнуло Егора на то, чтобы стать актером «Первого театра» — проекта, который был для его участников настоящим приключением. Да-да, самым настоящим приключением, ведь они, вчерашние студенты, должны были взять на себя огромную ответственность: рискнуть сделать на сцене что-то свое и сделать это так, чтобы не подвести людей, которые в них поверили, — основателей театра Сергея Афанасьева и Павла Южакова.
— Как только мы выпустились из института, в том же 2008 году, поступило предложение попробовать себя в новом театре, — вспоминает Егор Овечкин. — На первую встречу с Сергеем Афанасьевым и Павлом Южаковым явилось много желающих, но осталось только человек 12. После того как Сергей Николаевич и Павел Валентинович рассказали нам свое видение будущего «Первого театра» и честно признались, что будет нелегко и придется работать на чистом энтузиазме, многие решили сделать выбор в пользу стабильности и ушли в другие театры города и страны. Но кто-то остался, в том числе и я.
Мы получили свой закуток в ДК им. Октябрьской революции, где в свое время начинал Театр Афанасьева. У нас был маленький зал на 28 мест, правда, и спектаклей у нас тогда было меньше, а если точнее — один. Мы там стали репетировать, а потом и показывать зрителям «Калеку с острова Инишмаан». Этот спектакль мы до сих пор очень любим, играем его каждый год на день рождения театра.
В «Калеке с острова Инишмаан» Егор сыграл Бартли Маккормика, и, по его словам, ему долго еще приходилось играть подростков и юных героев. Зато сейчас он не жалуется — роли достаются хорошие, а главное — разноплановые, а недавно так и вовсе довелось сыграть возрастную роль.
— В нашем предпоследнем спектакле «Прекрасное далёко» я сыграл мудрого дедушку Саныча, — говорит Егор. — Мы долго не могли найти никого на эту роль: пробовали и Лаврентия Сорокина («Глобус»), и Семена Летяева (Театр Афанасьева), и Артема Находкина нашего, а в конечном итоге сыграл я.
Нашим театральным критикам это понравилось (Егор Овечкин был награжден специальным призом Новосибирского отделения СТД РФ за исполнение роли Саныча — прим. ред.) — наградили меня творческой командировкой. Но пока никак не могу воспользоваться подарком: для этого надо выбрать какой-нибудь фестиваль, семинар или мастер-класс, а в середине сезона отлучиться из театра никак не получится. Но как только будет возможность, обязательно воспользуюсь ею — очень хотелось бы попасть на «Золотую маску». Приятно ли было получать награду? Конечно. Мне важно, что мою работу так оценили коллеги, но играю свои роли я ни в коем случае не ради наград и достижений.
Куда важнее, чем эти награды, для любого артиста — любовь зрителей. Они, кстати, могут увидеть Егора Овечкина во многих спектаклях «Первого театра». Он сыграл Васю в «Квадратуре круга», Роя Селдриджа в «Билокси-блюз», полковника в «Золотой лавине», братьев-близнецов Дромио Эфесского и Дромио Сиракузского в «Комедии ошибок», Семена Семеновича Подсекальникова в «Самоубийце». Неудивительно, что зрители знают актера Егора Овечкина, и не просто знают, но и любят. Порой даже узнают на улице, что, конечно, льстит любому актеру, но и ставит иногда в неудобное положение.
— Бывает, это приятно и уместно, а иногда не очень, — признается Егор. — Стоишь, к примеру, в очереди в магазине, и вдруг продавец говорит: «О, вы ж Овечкин. Давайте я вас без очереди обслужу». И смотрит на тебя вся очередь злобно, а я ведь спокойно бы в ней постоял и ничего, ноги бы не отвалились. И очень неловко, когда просят автограф. Вроде и приятно, но с другой стороны, я же еще не столько добился, чтобы у меня автографы брать.
Шесть лет мечтал о «Шинели»
Егор не боится пробовать что-то неизведанное для него в творчестве: так, он уже имеет опыт режиссерской работы — вместе с актером театра «Глобус» Никитой Сарычевым поставил спектакль «История одного человека» по мотивам повести Н.В. Гоголя «Шинель». И его режис-серский дебют стал лауреатом XXIV фестиваля-премии «Парадиз-2010» в номинации «Приз зрительских симпатий».
— Идею сделать этот спектакль я вынашивал, начиная со студенчества — это, действительно, детище, рожденное в муках, — признается Егор Овечкин. — Мне очень нравится гоголевская Шинель, я считаю, это гениальное произведение. Но я очень долго не решался воплотить его на сцене: не знал, как к Гоголю подступиться. Я шесть лет о нем думал. Шесть лет! И было очень страшно, когда мы максимально приблизились к его осуществлению. Когда наступил день сдачи, пришли наши ребята, пришел Сергей Афанасьев, Паша Южаков, артисты из других театров, был невероятный мандраж. И было важно не столько то, будет ли спектакль жить, сколько то, чтобы все они поняли, о чем мы говорим, что хотим донести. А есть только единственный способ проверить, понятен ли он: выйти и сыграть. Слава Богу, спектакль «пошел», но я так переживал, что теперь даже не знаю, как приступать к чему-либо другому в качестве режиссера.
Была у меня попытка стать режиссером «Прекрасного далёко». В рамках лаборатории «Кухня» я взялся за этот проект, но, к сожалению, не смог его довести до конца. Я ставил читку на первом этапе, готовил эскиз на втором, но в какой-то момент понял, что не справляюсь и отдал все дела Паше Южакову — без него премьеры не состоялось бы. Зато я полноценно выступил в этом спектакле в качестве художника: придумал все оформление, сделал все декорации.
Для «Первого театра» это нормально — когда актеры пробуют себя в разных ипостасях: каждый из них может рискнуть стать режиссером, художником-сценографом, звукооператором или даже просто техническим работником. Конечно, это отнимает у них еще больше сил и времени, зато дает возможность попробовать что-то новое. Ну а для того чтобы восстановиться после такой напряженной работы, у каждого из них есть своя жизнь, не связанная с театром.
— Что помогает расслабиться после спектакля? Я играю в компьютерные игры. На этом у меня вообще пунктик — кому-то же надо мир спасать, хоть и виртуально, — смеется Егор. — Наверное, если бы моя жизнь состояла из одного только театра, интерес бы к ней потерялся. Да, театр для меня — главное, но есть и все остальное, хоть и не такое важное, но все же играющее роль в моей жизни.
Оказалось, режиссер видит меня гаишником
Одним из таких составляющих частей жизни Егора является участие в студии «Ха! Мы!». Стеб-арт студия «Ха!Мы!» — один из самых успешных сибирских проектов в жанре, который сегодня принято называть stand-up comedy. В состав этой популярной творческой команды входят и маститые, и молодые актеры Новосибирских театров: Павел Поляков, Лаврентий Сорокин, Никита Сарычев, Артем Свиряков, Руслан Вяткин, Виталий Гудков, Артем Находкин, Георгий Ефимов. Среди них есть и имя Егора Овечкина — уже четыре года он вместе со своими друзьями из стеб-арт студии, выступая на сцене кабарекафе «Бродячая собака», дарит новосибирским зрителям хорошее настроение. Кстати, приход в «Ха! Мы!» стал для Егора тоже своего рода приключением: ведь он явился в уже сложившуюся команду, всех участников которой знали и любили зрители, в то время как Егор был им совсем незнаком.
— Лаврентий Сорокин, Паша Южаков, Паша Поляков, Гера Ефимов — это они начинали «Ха!Мы!», остальные подключились позже, — рассказывает Егор. — Мы, с Артемом Находкиным и Виталей Гудковым пришли в уже готовую программу. И хотя это все были наши друзья, которых мы хорошо знали, было ощущение, что мы влились в новый коллектив. Нужно было прийти не с пустыми руками, так что мы организовались в трио и нашли свою нишу.
Удивительно, как все эти артисты, занятые в спектаклях своих театров, находят время и силы еще и на дополнительные репетиции и выступления. Однако желание шутить и говорить со сцены то, чего порой нельзя сказать в театре, побеждает любую усталость.
Довелось Егору Овечкину попробовать себя и в незнакомой для многих новосибирских артистов киноиндустрии — летом 2012 года он снялся в фильме Петра Дикарева «Неустранимые противоречия». Эта история рассказывает о сотрудниках ДПС.
В отдельном батальоне ДПС служат два гаишника — старший лейтенант Ринат Гареев (Егор Овечкин) и капитан Андрей Егоров (Андрей Черных). Ринат — умеет «крутиться», ни в чём не упускает своей выгоды. Он вполне адекватное «дитя времени», «ничто человеческое ему не чуждо». Андрей, напротив, — «мастодонт» и «больной зуб» батальона. И если бы не его не знающая компромиссов принципиальность, он давно был бы полковником. Именно эти два сотрудника ДПС и являются главными героями фильма.
— Я сыграл старшего лейтенанта, — рассказывает Егор. — Причём я не проходил никаких кастингов: Дикарев сам мне позвонил, хотя мы не были знакомы, и сказал, что хочет видеть меня в своем фильме: мол, искал меня полтора года. Мы встретились, и он дал почитать фабулу сценария. Прочитав её, я подумал, что он предложит мне роль какого-нибудь преступника, но, оказалось, режиссер видит меня гаишником.
Так я очутился на одной съемочной площадке с Сергеем Шнуровым — он сыграл в фильме эпизодическую роль. Честно говоря, боялся увидеть его с налетом столичности и звездности, но он оказался таким простым, абсолютно нормальным мужиком — даже записал папе моему поздравление на 50 лет.
Конечно, съемочный процесс мне очень понравился — было интересно, это настоящее приключение: мы там катались на машинах, сталкивали их в овраг, устраивали аварии. Но, несмотря на это, если бы меня позвали сниматься в Москву, то совсем не факт, что я бы согласился. Хочется, конечно, еще не раз сыграть в кино, но если это будет абсолютно исключать театр, то я в киноиндустрии разочаруюсь: на 2-3 месяца я бы уехал, но навсегда — нет.
Чего мне на самом деле хочется, так это того, чтобы в жизни были приключения и чтобы они не заканчивались, потому что как только все пойдет ровно и стабильно, я сам начну их искать. Мой персонаж Подсекальников из спектакля «Самоубийца» говорит: «Хочется тихую жизнь и приличное жалование». Так вот я с ним не согласен: мне хочется бурлящую и кипящую жизнь, но в большинстве своем позитивную, авантюрно-замечательную.