Автор: Ирина Тимофеева
Издание: Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
Оригинал: Ссылка на оригинал
В будущем сезоне «Первый театр» продолжит работать в формате лаборатории. Это открытая форма выпуска спектакля, когда за публичными читками пьесы следует эскизный показ, а по его результатам решается, стоит ли дорабатывать «набросок» до полновесного спектакля и оставлять его в репертуаре.
«Маленький, но гордый театрик», по определению его художественного руководителя Павла Южакова, созвал журналистов в Доме актёра. Решено, что эта площадка примет камерную часть спектаклей «Первого театра», которые плохо вписываются в пространство ДК «Строитель».
— Если кто помнит, мы планировали свою деятельность в ДК им. Дзержинского… — напоминает Павел Валентинович.
— Но, как оказалось, планировали только мы, — вставляют реплику его молодые коллеги.
В начале прошлого сезона театр выпустил спектакль «Самоубийца», учитывая особенности зала, в котором он тогда работал. Но довольно скоро молодой труппе пришлось собирать «чемоданы» и готовится к переезду в ДК «Строитель».
— Площадка большая и, что уж тут говорить, не соответствует нашим целям и задачам. «Первый театр» создавался как лаборатория, где со зрителем общаешься немножко на другом языке, чем в проектах массового характера, которых требует зал на 610 мест. Поэтому спектакли, которые будет возможно играть для массового зрителя («Комедия ошибок», «Квадратура круга», «Самоубийца», детские спектакли), мы оставим в «Строителе». А камерная часть спектаклей будет идти в Доме актёра. Мы здесь выступаем на общих условиях. Словом, наш роман с Домом актёра продолжается, — резюмирует Павел Южаков. — Конечно, сразу возникают вопросы: а как же антреприза, которая здесь работает? Думаю, при грамотном планировании деятельности всем места хватит. Честно скажу, мне иногда страшно ходить по городу. Когда я захожу в зал, где нет колонн, все начинают ахать, хвататься за голову и говорить: мол, вот, Южаков пришёл, сейчас начнёт отбирать помещения. Это смешно. Скоро начнут плакаты вешать у входа…
— …«С мороженым, собаками и Южаковым не входить», — вновь остроумно заканчивают реплику худрука члены его труппы.
«Первому театру» три с половиной года. И хотя по сравнению с возрастом любого другого новосибирского театра это — младенчество, срок существования обязывает расти и развиваться. И выполнять задачи министерства культуры, несмотря ни на какие перипетии с площадками.
— Прошло почти четыре года с того момента, как мы создали театр, и четыре года с момента, как я, Елена Жданова и Светлана Галкина набрали курс в театральном институте, — говорит Павел Южаков. — Эти ребята воспитывались в одной творческой атмосфере. Поэтому вливание произошло естественно. Наш коллектив увеличился на пять человек — и их у нас уже 14.
«Учебная» атмосфера сохранится и в театре: в «Первом» увлеклись форматом театральной лаборатории, в ходе которой спектакли рождаются на глазах у зрителей. В минувшем сезоне в рамках самоорганизованной лаборатории «Кухня» театр добавил два спектакля в свой репертуар, а в следующем планирует продолжить эксперименты.
— Проекты лаборатории дают возможность мобилизоваться и в короткий срок выпустить эскиз, а потом уже думать, стоит ли этот спектакль ставить дальше. Простому зрителю это тоже интересно — окунуться в процесс, посмотреть на театр изнутри. Артём Находкин и Егор Овечкин поучаствовали в лаборатории «Кухня», сделали эскизы спектаклей «Убийца» Молчанова и «Прекрасное далёко» Привалова, которые впоследствии вошли в наш репертуар. Артём даже сам закончил проект, чему я безумно рад.
— Я ещё и билеты продавал, — серьёзно замечает Артём Находкин, и «публика» в очередной раз не может сдержать улыбок.
Новый сезон премьер в «Первом театре» откроет ещё одна законченная «лабораторная» — спектакль «Золотая лавина» по пьесе Валентина Красногорова. Эскизный показ этой постановки Павла Южакова прошёл недавно в рамках проекта «Открытая сцена» в Доме актёра.
— Удивительная вещь: довольно популярный автор, который много ставится у нас по стране и за рубежом, — и пьеса, к которой никто не обращался, — комментирует режиссёр. — А пьеса очень злободневная. Раскрою небольшую тайну: это продолжение пьесы Дюрренматта «Визит старой дамы». У Дюрренматта всё заканчивается тем, что женщина даёт городу миллиард за то, что этот город убил её обидчика. А у Красногорова пьеса начинается с того, что город получает этот миллиард. Как он его поделит? Как вы понимаете, конфликтная ситуация налицо. Но у нас нет поклёпа на власть. Мы разбираемся с человеком, со страстями, которые обуревают его.
В планах театра — массовая постановка по пьесе «Замарашка» Януша Гловацкого. В ней будут задействованы все члены обновлённой труппы.
— Сюжет разворачивается в женской колонии. Сочетание «женщина и преступность» всегда конфликтно. Женщина призвана воспитывать детей, сохранять очаг в доме, сеять любовь и добро. Когда вместо этого возникает преступность, нужно бить в колокол: значит, что-то не так в государстве. Через женщину мы вскрываем проблему общества.
Другой массовый проект, который ожидает «Первый театр», — это вторая лаборатория «Кухня». На этот раз её создатели не будут ограничиваться только современной драматургией, а расширят список незаслуженно забытыми текстами, которые и сегодня могут прозвучать остро и актуально.