В Советском Союзе слово «химик» имело два значения: специалист и… отбывающий наказание. Клише о химике: может смешать тихие бесцветные жидкости, и они задымят и зацветут с грохотом и шипением. А может капнуть чем-то на что-то, и то, что было велико осядет, съежится, исчезнет Или, наоборот – из «мухи» вещества станет «слон» вещества. И – формулы. И – таблицы. Такие, что нормальному человеку видятся темным кошмарным лесом. Химик. Алхимик. Колдун. Который добывает философский камень, чтобы получить золото. Получил?..
К чему я так долго о химике? К тому, что недавно химик Красногоров добыл темным способом миллиард долларов. Я свидетель. Чек был выдан «дамой в возрасте», облаченной в черное. Дама была «химическим» способом извлечена из «Визита старой дамы» Фридриха Дюрренматта и пущена в дело в пьесе «Золотая лавина». Доктор наук Валентин Красногоров выбрал для «разогрева» великого швейцарца неспроста. «Даму» знает весь мир. Ее история началась в 20-м веке, но уже наступил 21-й. Добро и зло меняют инструментарий и приемы борьбы. История дамы из городка, выгнавшего ее и погубившего, история неотвратимого возмездия – не исчерпана, как выясняется. «Жизнь продолжается», и это имеет свою цену. Дюрренматт и Красногоров двумя своими пьесами образовали своеобразное химическое соединение. Но реакция еще не началась. Еще только химик Красногоров, а также его «лаборант» Павел Южаков – режиссер Первого театра поместили реактивы в посуду и начали процесс.
Эскиз спектакля был представлен публике на сцене новосибирского Дома актера. Дюрренматт, если можно так выразиться, «привстал из гроба», не без интереса следя за своей Дамой. Она не то, чтобы отбилась от рук. Нет, она сделала свое дело и удалилась. Продолжение событий сильно напоминает химическую реакцию.
Не поймите, что Валентин Самуилович Красногоров – больше химик, чем драматург. Что вы! Его знают и ставят. И если слава его уступает славе Фридриха Рейнгольдовича, то, возможно в этом сильно виновата наша система отношений к современным отечественным драматургам. Не случайно, в Питере была создана (наконец!) Гильдия драматургов (впервые в России) и он стал ее председателем. Портал «Театрал» выслушал в этой связи следующее:
« Современная драматургия уходит из репертуара. На сценах ставится преимущественно сильно искаженная классика, которая «уравновешивается» поверхностными пьесами западных авторов. Отсутствие должной театральной культуры и мастерства компенсируется избытком нецензурной лексики и непристойных сцен. Роль литературы в театре неуклонно снижается. Театр перестает отображать современную жизнь (а именно это хочет видеть зритель), превращается в музей. Выпадение современных пьес из репертуара объясняется вовсе не отсутствием качественной драматургии…»
И я не знаю второго такого Красногорова, который бы так решительно выступал за соблюдение авторского права. Преследуя (законными способами) плагиаторов и воров. А кто, если не вор, тот, кто смеет брать без спросу чужую пьесу и ставить ее? В 27-ми городах России были «схвачены за руку» такие деятели. Или только замечены в неблаговидном поведении. Я поинтересовалась, а как у нас?
« К счастью, Новосибирск принадлежит к городам, где почти не нарушаются права драматургов (по крайней мере, мои). Будем надеяться, что так же дела будут обстоять и впредь».
Что отличало этот «эскизный» показ? Публика – на 99 процентов молодая и априори не готовая воспринимать спектакль критически. Как дома чувствовали себя молодые актеры в Доме актера, не побоюсь тавтологии. Но поскольку тема спектакля – «люди и деньги», и даже «ДЕНЬГИ и люди», то слегка «пахло серой». Преждевременно разбирать удачи и ошибки. Скажу только, что кроме серы, пахло еще сильно политикой. Политика лезет в искусство и на наших глазах оккупирует земли прекрасного, истребляя девственные леса, асфальтируя смыслы. «Ничего не поделаешь!»,- было бы логично вздохнуть, но не буду. Настаиваю, что политика, как тень, должна знать свое место!
Деньги – тот Чужой, который поселяется наподобие вируса в теле людей и целиком переделывает живую материю. Желаю алхимику никогда не добыть золота с помощью философского камня! Это смертельное сальто. Но в качестве пожелания создателям нового спектакля по «Золотой лавине» – нельзя ли несколько уклониться от лобовых решений? Все-таки, Дюрренматт – философ, и если апеллировать к нему, как «отцу» Дамы, то требуется более усложненное прочтение текста, каким бы простым он ни показался на первый взгляд. «Надо денег – пойди и убей!» – слишком простая формула. Это даже не элементарная неорганическая химия. Впрочем, кто меня-то послушает?
Красногоров готов приехать в Новосибирск, когда спектакль обрастет всем необходимым «мясом» и, согласитесь, большая честь – стать первым постановщиком пьесы, которую еще никто в мире не видел. Павел Южаков обладатель cart blanch. Драматург мечтает прорвать оборону профессиональных театров, отбивающихся от современных отечественных авторов: «Я не собираюсь ставить им жесткие условия. Творческие разногласия могут быть, но с хорошими режиссерами они у меня всегда легко преодолевались. «Золотая лавина» достаточно сложна для постановки, и драматургу, разумеется, надо будет учитывать специфику театрального языка, которую изберет для этого спектакля режиссер. А на премьеру я бы хотел приехать. Во-первых, хочется посмотреть на молодой интересный театр. Во-вторых, на спектакль по своей пьесе, которую я сам считаю не очень кассовой и трудной для воплощения».
Есть и еще причины для визита драматурга, но пока о них умолчим. Будем смотреть, как распорядятся кредитом доверия, пусть не на миллиард долларов, но тем лучше.