Вы ходите пешком каждый день в министерство. Или вас довозит тройка рысаков, если вы "значительная особа". Вы можете жить на окраине Петербурга или в центре, где вечерами светло от фонарей. Вы можете носить богатую шубу или куцую шинельку. В любом случае, каждая ваша фраза записана и хранится в какой-нибудь папке с делом у чиновников-актеров этого спектакля. Помните, любая фраза. Начинается спектакль – начинается процесс.
В новосибирском "Первом театре" Егор Овечкин поставил спектакль о своем видении "Шинели" Н.Гоголя. Это действо он придумал почти шесть лет назад, когда еще учился в театральном институте. Теперь вместе с бывшим однокурсником Никитой Сарычевым они воплотили давний замысел. Сами сделали декорации и сами сыграли.
Известная всем история петербургского чиновника Акакия Акакиевича, по мотивам которой создан спектакль, у этих актеров – легкая, ладная вещица, построенная в виде судебного процесса, рассказанная на два голоса: один все время сопереживает герою, другому Башмачкин кажется смехотворным. Длинный, худой, насмешливый герой Никиты Сарычева и невысокий, серьезный персонаж Егора Овечкина, которому, кажется, так жаль Башмачкина, что тяжело говорить от горлового спазма, и слезы уже блестят в глазах.
Шинель здесь фантастически красива, нереальна. Актеры сделали ее красной. Акакий Акакиевич в ней – как герой оперы. Она может быть только призраком, мечтой. Потому и улетает куда-то. Шинель – как мания, как первая и единственная любовь в жизни и как добрый дух – истинно, "как светлый ангел пронеслась".
В спектакле существуют две реальности: реальность рассказчиков и мир маленького человека, возникающий, когда приглушают свет. В нем витает в пространстве шинель, сыплются на голову Акакию Акакиевичу бумажки, которые служащие называют снегом, обитает странный сапожник-волхв с куриными ногами. Этот мир населен куклами, движения которых в сумраке медленны, сюрреалистичны.
Ребята на сцене не перевоплощаются в Башмачкина. Они говорят о нем, сострадают ему или смеются над ним, изучают его дело. Сам Акакий Акакиевич – маленькая кукла с большой головой, выдающимися вперед бровями и удивительным, проникновенным взглядом. И пусть видно, что это актеры поднимают его руки и голову, он кажется одушевленным.
Спектакль слажен, органичен. В нем минимум декораций, оформления: на сцене только стеллажи с "делами", стол, из которого тоже торчат папки, лампы да две коробочки под потолком: то ли светильники, то ли клетки для канареек, то ли витрина магазина, где выставлена "картина с женщиной, которая башмак с ноги скидает". На всем этом бумажном царстве штамп: "Дело №…".
История несчастного служащего департамента, которую рассказывают и показывают в театрах уже почти двести лет, очень искренна в "Первом театре". Это главное достоинство постановки. Остается ощущение одухотворенности и легкого томления сердца.
Процесс закончен. Кто вы: обвинитель или адвокат – вы уже поняли. Улыбнитесь, можете вытереть слезы.