"Первый театр" закрыл сезон последним из всех новосибирских театров, но в отпуск не собирается. Сказку "Молодильные яблоки" артисты покажут в детских оздоровительных лагерях, благо она умещается в двух чемоданах.
На золотом крыльце сидели… Царь, Царевич, Стольник. Вернее, не на крыльце, а на сундуках, заменяющих трон. У царя Гороха усы откровенно поддельные, вместо мантии – потрепанная шубейка, вместо скипетра и державы – ананас и огурец. Вокруг выразительной скульптурной группы зажигают скоморохи в образе безбашенных училок с нависшими надо лбом шиньонами – они грозятся вызвать родителей в школу, а потом вдруг переходят на рэп. Танцуют все!
Кто только ни брал в репертуар "Молодильные яблоки" Владимира Илюхова, привлекающие внятностью сюжета и классическими сказочными типажами! Через дорогу от "Первого театра", в "Красном факеле", тоже есть такое название – в традиционном жанре для малышей без особых претензий. А режиссер Павел Южаков воспользовался сказкой как поводом пофантазировать и подурачиться. Он придумал историю в духе капустника, главные составляющие которого – импровизация, стеб, юмор. В этом фейерверке есть все – брейк-данс, паркур, каратэ, акробатические трюки, рапидные сцены, интерактив со зрителями, моментально включающимися в игру и становящимися соучастниками действа. Канонический текст пьески – это всего лишь каркас, которым актеры распоряжаются как душе угодно –наращивают, дописывают, переписывают, играют словами, сочиняют на ходу. Свобода сценического существования позволяет им быть на площадке самими собой и общаться с залом на языке, понятном всем.
Дети разных народов населяют "Молодильные яблоки". Злодей Злодеич у Александра Форостинского – пылкий грузин, он пляшет лезгинку, бреется кинжалом и ругается с Ягой по-грузински. А Стольник у Артема Находкина – прибалт с явно выраженным литовским акцентом. Это – единственный отталкивающий персонаж в спектакле, этакий зайка-попрыгайка, трусоватый, вертлявый, угодливый. У него есть ручной паучок, и угадайте с трех раз, как его зовут? Правильно, Линас. Пародия получилась безжалостной, а вот к педагогам театрального института молодые актеры отнеслись более благосклонно, и вряд ли Изяслав Борисович Борисов рассердится на Виталия Гудкова, скопировавшего его манеру прогуливаться держа руки за спиной.
Радость узнавания – привилегия театралов, знающих эту кухню и с полуслова понимающих намеки, рассыпанные по всему спектаклю. Но это не значит, что он рассчитан исключительно на них. Пожалуй, еще не было в Новосибирске сказки, которая была бы интересна абсолютно всем. "Молодильные яблоки" рекомендуется смотреть публике от двух до ста лет, и еще неизвестно, кто словит больший кайф, малыши или взрослые. Каждый считывает свое, видит то, что хочет увидеть. "Я не за себя прошу! Я за всех обездоленных, БАБ!ушка" – объясняется Аленушка с Ягой, каламбур оценивают родители, а дети с удовольствием следят за ее перевоплощением красавицы в тинейджера, освоившего приемы каратэ и кладущего посрамленного Иванушку на лопатки. Аленушка у Юлии Зыряновой, пока не переоделась в Алешку, была девушкой из ночного клуба, она умеет пройтись и лебедушкой, но и танец, и сарафан – это пародия на русские народные мотивы, а она – цветок мегаполиса. Герой-любовник Егор Овечкин видит претендующего на ее руку и сердце Иванушку обаятельным выскочкой, который в результате уготованных ему испытаний взрослеет и умнеет. За титул самой современной Яги может поспорить бабушка Ирины Носовой, в прошлом – звезда дискотек, но и сегодня способная очаровать царя Гороха. Так что не зря Аленушка просила за всех обездоленных баб – личная жизнь в "Молодильных яблоках" сложилась не только у юного, но и у старшего поколения.
Не успеешь оглянуться, а спектакль уже закончился. Всего за какой-то час с небольшим сценического времени актеры превратили зрительный зал в комнату смеха. Они наградили публику столь мощной порцией позитива, что еще долго-долго остается хорошее настроение. Сначала здесь хотели поставить "Бременских музыкантов" и возить их по области, но не хватило денег. Художник Николай Чернышов сделал "Молодильные яблоки" на коленке, с костюмами из подбора, и получил идеальный пример того, как театр может обойтись без всевозможных эффектов, если располагает мощным человеческим ресурсом, даже если актеры одного возраста. В недалеком прошлом студенты одного курса, сегодня они – интересная труппа, в репертуаре которой четыре полноценных спектакля. Конечно, эти работы неравнозначны, но каждая талантлива. Кстати, "Первый театр" младше всех своих зрителей. Ему исполнился всего годик.