В «Первом театре» поставили спектакль о «подростковой» социализации. На фоне войны, которая не закончится, увы, никогда. Потому что эта война называется жизнью.
Драма Марии Огневой, в первую очередь хороша тем, что она универсальна и насквозь символична. Может быть, кто-то из нас никогда не жил в военном городке, не играл ни в какие «фишки», у кого-то папа не погиб, не ушел, а мама – вовсе не сумасшедшая. А для кого-то и само слово «Чечня» было просто очень далекой (хотя и очень страшной) историей из почти параллельной вселенной. Но детство у нас было у всех. Как и подростковый возраст со всеми вытекающими из него проблемами. Которые, почти у всех одинаковые.
Именно в этом возрасте ребенку хочешь, не хочешь, а приходится понять: мир, увы, никогда не прогнется под нас. Поэтому нужно как-то с этим миром учиться взаимодействовать, если ты собираешься жить в нем и дальше. И самое главное в этих условиях выживания – найти своих. Ибо выживать одному на войне – сложно: и экономически и психически. В возрасте 10-14 лет подростки сбиваются в «стаи». И тут важно найти именно свою. Или, в крайнем случае, ее организовать. Одиночкам, и переехавшим в другой город в этом смысле хуже всего: они попадают в совершенно незнакомые условия, в которых приходится разбираться заново. У одних это получается. Другим приходится потом «переезжать» снова и снова. Иногда всю жизнь. ( см. «Чучело»)
Потому что подростковый буллинг – никакое не подростковое явление. Желание кого-то «травить», а у кого-то – быть жертвой, – обычно растет вместе человеком. И в более позднем возрасте у многих это желание вырождается в совсем уж неприглядные формы. А сейчас, с появлением интернета мы часто можем наблюдать онлайн, как совершенно вроде бы взрослые дяди и тети увлеченно «месят» какого-то одиночного пользователя, который восстает против законов их «стаи». И ощущение такое, как будто никаких выпускных экзаменов и не было никогда.
Примерно в такой ситуации оказывается главный герой спектакля молодого режиссера Юлии Каландаришвили, Антоха Димов (Андрей Мишустин). У Антохи брат ушел на Чеченскую войну, и там пропал без вести. Внезапно оказавшись единственным мужчиной в семье, ему приходится сильно прогнуться под тем грузом ответственности, который свалился на него одним махом. С одной стороны нужно поддержать мать (Катерина Мулева), которая буквально находится на грани. А с другой – самому удержаться на зыбкой поверхности психического здоровья. Вот в этом-то ему и помогает его новый (вполне себе волшебный) друг. Вернее, боевая подруга по фамилии Храброва (Ксения Шагаевская).
Художник постановщик Евгения Платонова тоже создает насквозь символичное, полифункциональное пространство. Персонажи строят свой мир из разнокалиберных деревянных ящиков – с их помощью сцена легко трансформируется из типовой квартиры – в школьный кабинет, а из него – сразу в подворотню.
В спектакле большое значение имеет скотч, как знак: то непрочной, но необходимой и скорой починки окружающего пространства, то – внезапных проблем, от которых очень сложно разом освободиться. Кстати, впервые, что употреблять скотч можно для заклеивания рта заключенных и связывания их, мы увидели в фильмах на видеокассетах, которые хлынули в Россию в девяностые.
Поэтому, можно посмотреть на эту историю и с другой стороны. По сути, история «Воина» – это история миллениала, старший брат которого (типичный «икс») ушел на войну. И не факт что вернется оттуда. В связи с чем у мальчика образовался большой стресс («иксы» и не знали, что он существует) и то самое ощущение «потерянности», которое так характерно для этого поколения.
«Интеллигентный» (в наше время таких назвали «тепличными») мальчик считает, что его «бросили». Как выживать в мире, существующем по законам военного времени во все века от сотворения мира (боже мой, какая новость…) он не знает, и научиться этому не у кого. Но, по законам волшебной сказки, на каждого Иванушку-дурочка найдется своя Василиса Премудрая. Которая не только всех излечит-исцелит, но еще и в некотором смысле, натуральный сэнсей (кстати, переводится это слово как «преждерожденный» или «старший»).
Пунктиром через два часа сценического времени идет тема Чеченской войны. Война буквально по одному пожирает членов семей обитателей военного городка. Говоря о войне, мы часто забываем, что наши мальчики уезжали на войну, в том числе, и для того, чтобы защитить своих близких. Ну, например, от того, чтобы кто-нибудь не отрезал этим близким головы. В натуральном смысле этого слова.
«Воин» – это история становления настоящего человека. Говорят, книгу о Настоящем человеке нынче уже не вспоминают на школьных уроках. Ну, так вот вам альтернатива.
Как известно, миллениалы выросли в ситуации дефицита живого общения. У их предшественников, «иксов» таких проблем просто не существовало: мы начинали познавать мир, в котором не было сотовых телефонов, а к черно-белому телевизору еще не приделали пульт. Нас учили жить и решать проблемы – самостоятельно. В связи с чем приходилось учиться общаться со всеми, и информация для нас еще обладала какой-то ценностью – хотя бы потому, что надеяться было не на кого, и эта информация никогда не была под рукой. Ее нужно было добывать. Для этого мы ходили с авоськами в библиотеки. И еще – шли потом с книгами домой несколько остановок. Причем, часто, – совершенно одни. И даже без плеера. Лично у меня первый плеер появился только тогда, когда я уже закончила школу.
А еще мы выросли во времена без рекламы по телевизору. То есть вообще. Поэтому до сих пор просто не видим в ней никакой ценности. Поэтому я просто лично рекомендую посетить спектакль «Воин». И вспомнить о себе все самое важное.