Фестиваль театральных премьер «Внезапно» пройдет в Новосибирске с 17 – 28 ноября. В программу фестиваля, который под стать названию довольно неожиданно появился на карте города, войдут спектакли трех новосибирских театров — «Красного факела», «Старого дома» и «Первого театра». В фокусе внимания окажется шесть осенних премьер, поставленных по классическим и современным текстам, каждая из которых станет частью увлекательного разговора не столько о границах интерпретации хрестоматийных произведений, сколько о сложных взаимосвязях между сценическим и литературным языком сегодня.
«Не так давно мне случилось побывать на одной местной встрече-дискуссии, где прекрасные молодые люди говорили о том, что в Новосибирске ничего не происходит. Внезапно, — поясняет возникновение замысла директор «Первого театра», куратор Фестиваля театральных премьер Юлия Чурилова. — Конечно, ответить международным фестивалем и прочим масштабом сегодня не получится. И вот, внезапно, мы подумали, что как-то несправедливо не обращать внимание на новосибирский театр сегодня — крутые и современные премьеры последнего времени наших театров. Так появился фестиваль «Внезапно» — как фокус на уникальное театральное «здесь и сейчас» Новосибирска, ярко звучащее и в глобальном контексте. Еще мне кажется важным поговорить о тексте на театральной сцене сегодня, в программе фестиваля мы делаем такой прыжок из века XIX сразу в век XXI. Не устали ли мы от логоцентричности? Сколько можно пережевывать мысль о праве на сценическую интерпретацию «классики» в наше время постправды, новой этики и прочих пост пост? Обо всем этом «Внезапно» — самый демократичный фестиваль этой осени со спектаклями театров «Старый дом», «Красный факел» и «Первый театр» и дискуссиями о современной прозе, тексте и контексте».
Фестиваль театральных премьер действительно возник спонтанно, как будто вырос из желания привлечь внимание к «живому» театру в эту сложную и апатичную коронавирусную эпоху. Однако логика сопряжения трех театров-участников очевидна. Как год назад, посмотрев на репертуар местных театров, можно было много и подробно размышлять о петербургской режиссерской школе на новосибирской сцене (что и произошло, опять же в фестивальном формате), так этой осенью вполне уместно говорить о противостоянии текстов XIX века и XXI столетия. Разумеется, впрямую никакого столкновения не происходит. Пушкин с Гоголем не встают из гроба, дабы попортить вывеску нынешним авторам, да и Островский с Пушкиным не тычут костлявой рукой в носы современным драматургам. Однако есть зрители, которые идут на хорошо знакомые и проверенные временем названия, и есть театральные менеджеры, которые с непоколебимой настойчивостью предлагают приглашенным режиссерам классические тексты. Хрестоматийные сюжеты ложатся на «свежее» режиссерское мышление — и вуаля — переписываются, подвергаются значительной трансформации, переносятся во времени и пространстве, помещаются в новый контекст, тем самым максимально приближаясь к новой драматургии и литературе, от которой театры регулярно бегут, задрав репертуары. Впрочем, иногда происходит иначе: театры отчаянно, как на амбразуру, бросаются на современные тексты, наивно требуя всеобщего приятия; будто сговорясь, выбирают одни названия и точно так же сообща игнорируют другие. Картина всякий раз получается маслом, ибо пути новорожденного текста неисповедимы, а реакции зрителей на них неконтролируемы. Тем любопытнее, между прочим, пристально проследить за тем, как представители двух лагерей уживаются в одной афише? Поразмышлять о том, кто на самом деле здесь бедный родственник? Стоит ли добровольная перелицовка или насильное вживление свеч? И требуют ли на самом деле перемен зрительские и режиссерские сердца?
«За время изоляции в новосибирских театрах накопилось много премьер и в сентябре- октябре, после выхода на работу, у нас случился настоящий премьерный бум, — рассказывает театральный критик, продюсер, куратор Фестиваля театральных премьер «Внезапно» Оксана Ефременко. — Спектакли Егорова, Прикотенко, Кардымон, Суркова, Липовецкого в ноябрьском репертуаре сами собой сложились в импровизационный и внезапный фестиваль, а мы решили поддержать эту линию. Как это часто бывает в программировании фестивалей, тема не назначается сверху, а органическим образом возникает из афиши. И в этом году наши новые спектакли, как нам показалось, интересно провоцируют размышления о тексте на сцене, о том, в какое время он написан и как отражает наши дни, о режиссерских стратегиях работы с литературой и зрительским участием в собирании новых смыслов на фоне тексов XIX и XXI века, о влиянии массовой культуры на драматургию. А еще нам очень захотелось составить список современных произведений, которые могли бы появиться в театре, но пока ждут своего часа. Так много новых резонансных имен и названий, что в пору спросить – когда же мы увидим их на сцене?».
Помимо спектаклей в афише фестиваля «Внезапно» запланирована публичная дискусия «ТЕКСТ В ТЕАТРЕ: XIX vs XXI», стать участником которой можно будет как в реале, так и дистанционно, и онлайн-лекция, посвященная современной литературе в контексте современного же театра. «Нас всех интересует бытование современного текста на сцене, — утверждает Оксана Ефременко. — В своей лекции журналист Егор Михайлов расскажет, что из текстов XXI века могло бы стать сценическим произведением, что могли бы режиссеры, актеры, и художники увидеть в качестве материала для постановки. Может быть, он будет говорить о тех названиях, которые уже есть в репертуаре, но, я подозреваю, что он будет говорить о тех названиях, которых пока еще нет на российской сцене. И это очень интересный и познавательный момент. Поэтому мы потом обязательно продолжим эту тему и предложим зрителям в соцсетях поразмышлять: а что еще можно поставить? Что бы они хотели увидеть в ближайшее время на сцене?»
Программа фестиваля:
17,18 и 19 ноября в 18.30 спектакль «Петерс» / Театр «Старый дом»
После масштабных «Идиота» по Достоевскому и «Социопата» по Шекспиру главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко выбирает для постановки камерный рассказ «Петерс» Татьяны Толстой. В нем он трансформирует свой театральный язык, метод и способ высказывания. Известные актеры театра раскрываются не только в драматическом плане, но и в совершенно новом амплуа, а инструментами их превращений служат пространство, время и собственные индивидуальности. Герои проводят зрителей спектакля через ХХ столетие, чтобы оказаться в нашем времени и по-настоящему всмотреться в почти вековую жизнь Петерса, обаятельного неудачника и тайного выдумщика альтернативных миров.
21 ноября в 15.00 лекция редактора «Афиша Daily», журналиста, члена жюри премии «НОС» Егора Михайлова «Путешествие из Собакистана в Овчарово: книги, которые очень хотелось бы увидеть на сцене?» / Онлайн
Современная литература — один из самых богатых источников вдохновения для современного театра: история «Гоголь-центра» началась с инсценировки Прилепина, каждый год кто-то ставит Сорокина, «Чапаев и Пустота» появляется то на одной сцене, то на другой. Егор Михайлов ищет в книгах последнего десятилетия тексты, которые могли бы войти в репертуары российских театров и продолжить диалог между книгой и сценой.
22 ноября 17.00 «ИДИОТ» / Театр «Старый дом»
Режиссёр и автор инсценировки Андрей Прикотенко переносит действие известного романа в современность и предлагает собственный взгляд на его события. С одной оговоркой — в версии «Старого дома» каждый персонаж этой истории приобрел мышкинский комплекс. Настасья Филипповна, Ганя, Аглая, Рогожин, Елизавета Прокофьевна, Терентьев, Иволгин и даже Птицын стали материалом расследования. Они превратились в своего рода детективные сюжеты, которые увлекательно разворачиваются в процессе движения спектакля. Одно безусловно: Мышкин и есть тот, кто провоцирует раскрытие и разоблачение всех героев. Но кто же он сам? Театр «Старый дом» предлагает приблизится к разгадке вместе.
22 ноября в 18.00 «Иранская конференция» / «Театр наций» / Зал 3 Центра культуры и отдыха «Победа» («Золотая маска» в кино)
Премьера новой пьесы Ивана Вырыпаева, одного из главных драматургов, пишущих сегодня на русском языке. Представители датской и мировой интеллектуальной элиты, лучшие умы современности собираются на конференцию в Копенгагене, чтобы обсудить наболевшую «иранскую проблему» — нарушение прав и свобод, ежедневные казни, пытки и военные конфликты на Ближнем Востоке. На сцену по очереди выходят востоковед, теолог, политолог, военный журналист, супруга премьер-министра (в прошлом — известная телеведущая), писатель, священник, знаменитый дирижёр и иранская поэтесса — лауреат Нобелевской премии по литературе. Постепенно вопросы о том, кто виноват в происходящем в мире, сменяются размышлениями о человеке и смысле жизни. А рассуждения о трагедии, развернувшейся в ближневосточном регионе, переходят к разговорам о личном и самом сокровенном.
23 ноября в 19.00 «Мультики» / «Первый театр» / Лофт-парк «Подземка»
Алкоголь, жестокость, насилие, уличная культура, неромантический секс – в спектакле режиссера Георгия Суркова актеры «Первого театра» примеряют на себя роли гопников. Но гопников не сегодняшних, а эпохи последних лет Перестройки. Конец 80-х, на окраине большого города орудует хулиганская компания, к которой примыкает главный герой. Кажется, история избитая и знакомая по кино и сериалам, но спектакль «Мультики», поставленный̆ по одноименному роману Михаила Елизарова, вовсе не об очередном «потерянном поколении», «бригаде» или «генералах песчаных карьеров». Обыденный сюжет трансформируется здесь в сюрреалистический кошмар, мистификация подменяет реальность, а пространство и время мутируют.
24 ноября в 19.00 «Грибы» / «Первый театр» / Лофт-парк «Подземка»
Пьеса «Pilze / По грибы» Натальи Зайцевой вошла в шорт-лист и впервые была представлена на фестивале молодой драматургии «Любимовка-2019». По сюжету, три грибника переступили грань между мирами и узнали истинные законы мироздания. Откуда все началось и где все закончится. Каково место человечества в этом мире и что останется после нас? В спектакле Полины Кардымон, меняющем сознание, апокалипсис произошел, человечества больше нет. Все случилось без 4-х всадников и атомной заварушки, и даже не из-за проблем с экологией. Реальные мейкеры конца света – грибы. Человечество – не более чем неудачный проект. Это – вполне подлинная история конца человечества.
25 ноября в 18.30 «ДЕЛО» / Театр «Красный факел» / Большая сцена
Из-за мошенничества светского шулера Михаила Кречинского под угрозой оказываются честь и свобода его бывшей невесты Лидочки Муромской — ее обвиняют не только в неподобающей связи, но и в преступном сговоре с целью ограбления собственного отца. Дело тянется более пяти лет. Для благоприятного исхода остается, кажется, одно — дать крупную взятку «правителю дела», статскому советнику Варравину. Однако Муромский и не предполагает, что его согласие на этот шаг повлечет за собой хождение через новые круги ада. Спектакль Дмитрия Егорова по одноименной пьесе Александра Сухово-Кобылина являет беспощадную сатиру, не знающую временных границ. Что есть сатира? Трагическое, доведенное до смешного. «Великое качество русского человека — уметь смеяться даже в самых отчаянных ситуациях, когда кажется, смеяться уже не над чем», — утверждает режиссер.
26 ноября в 19.00 «ПЕРЕМИРИЕ» / Театр «Красный факел» / Малая сцена
Вооруженный конфликт на востоке Украины. Четыре солдата во время перемирия сторон получают приказ от командования восстановить на нейтральной территории разрушенный дом, в котором живет беременная женщина – единственная, оставшаяся жить в деревне, подвергающейся артобстрелам. Противоборствующим героям предстоит провести бок о бок семь дней и попытаться понять правду другой стороны. «Спектакль будет некоей притчей о равновесии. Об удивительно хрупком мире, который так легко разрушить и так сложно построить», — подчеркивает режиссер Олег Липовецкий, впервые в мире интерпретировавший пьесу донецкого драматурга Алексея Куралеха.
28 ноября в 15.00 public talk «ТЕКСТ В ТЕАТРЕ: XIX vs XXI»/ Онлайн / Новое фойе Центра культуры и отдыха «Победа»
В дискуссии примут участие театральные режиссеры, критики, литературоведы, культурные журналисты, блогеры и общественные деятели. Вопрос, который соединит всех героев в одном пространстве, коснется интерпретации театрального текста, классического и современного, взаимоотношениях театра и текста, а также противостоянии на сцене века нынешнего со столетием давно минувшим. В финале встречи организаторы вместе с участниками и слушателями public talk начнут составлять длинный список текстов последних двадцати лет, которые никогда не ставились в театре, но так и просятся на сцену.