«НеZнайка. Лунный эпизод». По мотивам романа-сказки Н. Носова «Незнайка на Луне».
«Первый театр» (Новосибирск).
Драматург Екатерина Гилева, режиссер Павел Южаков, художник Катерина Андреева.
В афишном издании была бы к месту рекомендация скачать программку в фойе — теперь QR-код все чаще можно встретить вместо ее привычного бумажного варианта. К тому же здесь она работает на мир постановки — в довольно избыточном спектакле Павла Южакова, который на премьере шел больше двух с половиной часов, тем не менее необходимы емкие пояснения о каждом персонаже.
Из онлайн-программки-сайта станет понятно, что Знайка — «партийный функционер», а Голован — «лунный революционер-неудачник». Обоих контрастно играет Сергей Троицкий. Иногда распределение подчеркивает сходство. Цветик — тонкий лирик, который вынужден выживать за счет «идеологически грамотных пафосных стихов», его и неудачного лунного поэта Козлика играет Максим Кудрявцев, представляя два варианта отказа от таланта. Принцип кастинга работает на смысл.
Екатерина Гилева написала не инсценировку романа-сказки Николая Носова, а собственный афористический текст со множеством ассоциаций и отсылок. Так в сюжете появляются два робота, их зовут Владимир и Эстрагон. Но это еще не все: с первым происходят изменения, названные «обнулением Владимира». Носова почти нет, но можно услышать Чехова. На язык Сони, Треплева и Заречной переходят главные герои, когда речь идет об искренности. «Ходила посмотреть, цела ли ракета», — говорит Селедочка (Елизавета Маслобоева) Незнайке, ну и как не вспомнить в космическом сюжете «небо в алмазах». Еще есть фраза про «новый дивный мир» и целая сцена, в которой цитируется рассказ горьковского Луки о праведной земле. Алина Трусевич в роли главы Центра сохранения наследия Жулио выходит на сцену с пугающими черными полиэтиленовыми мешками.
Всех постмодернистских ассоциаций и ироничных пасхалок не заметить и не пересчитать, к тому же к режиссеру и драматургу в этой игре охотно присоединились художник Катерина Андреева и ее коллега по видеоконтенту Влад Григоров. Отдельно стоит отметить искусственно-голубые глаза Спрутс, которую Карина Овечкина играет исключительно крупным планом на экране. «Просто центр управления миром. Ничего необычного», — написано в программке. Это одна из подсказок к определению жанра происходящего на сцене. Но о нем чуть ниже.
В спектакле важны цвета, среда. Земля — это серая масса, на Луне она сменяется кислотным коктейлем костюмов и аксессуаров. Люди в сером говорят о столичном напитке за 3.62 и «наших передовых танках в соседней стране». Люди в ярком обсуждают достоинства нового лунафона 16. Под репрессии со стороны власти попадают, как ни странно, последние. Но таков жанр антиутопии. Хотя это скорее киберпанк, что особенно занимательно в дни выхода компьютерной игры «Киберпанк 2077».
Если продолжать сравнение с игрой, то режиссер играет за Незнайку. Южаков даже дает шанс заглавному герою стать Джокером, но тот им не пользуется — грим появляется и стирается прямо на сцене. Не устроит Незнайку и его монументальная фиксация как нового императора. Маски не для него, его сильная сторона — искренность. Андрей Мишустин сразу выделяет своего героя. И дело не в синей шляпе, которая выглядит в этом спектакле так, что от нее ждешь, что она вот-вот скажет, на каком факультете Хогвартса будут учиться молодые персонажи Носова. Дело в понимании своей роли в отсутствии статуса и маски — это и о персонаже, и об актере.
Не притворяется еще один персонаж — Копеечка (Юлия Шабайкина еще играет правильную, но несчастную Звездочкину с Земли). Она представлена в программке как «лунная сумасшедшая, пророчица», а на самом деле является экологической активистской планеты без солнца и растений. Она бережет данную ей картофелину, которая, с робким зеленым ростком, в финале окажется в руках Незнайки. Он уходит через зрительный зал ДК «Энергия», в котором в этот момент светом подчеркивается потолок с монументальным панно с рабочими и крестьянами вокруг люстры.
«По секрету всему свету вы раздайте песню эту» — эмоциональная песня, исполняемая Селедочкой и Козликом, в том числе и на бис на поклонах, приглянулась режиссеру, вероятно, не припевом, который занозит память, а первым куплетом. «Расскажите, птицы, что вас манит ввысь, / Надо мною вы так дерзко вознеслись. / Может, потому вам так легко лететь, / Что к успеху не стремитесь вы успеть». Тем, кто не стремится к успеху, нет места ни на Земле, ни на Луне. В первую очередь — Незнайке.
Свобода оборачивается как минимум одиночеством, а то и остракизмом. «Я за всех, я за дружбу», — так говорят на Земле, дискредитируя это понятие. Коллективизм и индивидуализм — две стороны одной медали. Формальное разделение на планеты в финале стирается, исполнители появляются в смешанных костюмах своих персонажей, детали серого и цветного путают Незнайку и зрителей — где он сейчас и кто перед ним?
Как Незнайка зависает между небом и землей, номенклатурой и гламуром, прошлым и будущим, так и спектакль пока разрывается между детским и взрослым. Заметно, что задачи менялись по ходу. Хорошо это или плохо, не Zнаю. Но точно интересно и полезно для процесса.